Хирургические методы реабилитации обожженных. Свободная пересадка кожи окончание операции и послеоперационный период

По окончании операции из-под пересаженной кожи надо тщательно выжать остатки крови до тех пор, чтобы трансплантат соприкоснулся к тканям раны. Если дно имеет сложный рельеф, то в области углублений трансплантат надо пришить ко дну, а шов завязать над марлевым шариком. Часто после аутодермопластики имеется возможность фиксировать пересаженную кожу с помощью растягивающих швов. При наложении указанных швов концы нитей, фиксирующих трансплантат к краям раны, оставляют несрезанными. На пересаженную кожу в несколько рядов кладут влажные марлевые шарики так, чтобы они туго заполнили все неровности рельефа покрытой кожей раны.

Поверх шариков помещают толстый слой тампонов из марли, чтобы создать нечто вроде возвышающегося валика, над которым завязывают концы нитей, фиксирующих кожный трансплантат к краям раны. Края раны при этом растягиваются и повязка создает умеренное давление на кожу, что является профилактикой гематом (рис. 30). С этой же целью в пересаживаемой коже в некоторых случаях делают несколько насечек. Если рана закрывается не одним большим трансплантатом, а несколькими, их надо накладывать без промежутков, лучше внахлест и сшить друг с другом П-образными швами, захватывая подлежащие ткани и завязывая нити над марлевым тампоном.

Компрессия на трансплантат с номощью растягивающих швов
Рис. 30. Компрессия на трансплантат с номощью растягивающих швов.
Концы нитей противоположных сторон сохранены (а), связаны над ватно-марлевой повязкой (б).

Вопрос о сроках первой перевязки решается по-разному. А. Э. Рауэр и Н. М. Михельсон (1954) повязку не меняют 12—14 дней, если нет высокой температуры, отека, озноба, т. е. если отсутствуют показания для контроля раны. Обычно осматривают область операции через 5 — 7 дней, снимая только верхние слои повязки. Если глубжележащие слои сухие, их не трогают еще 3 — 5 дней, а производят лишь подбинтовку раны. Когда приживление трансплантата происходит гладко, без каких-либо осложнений, то через 2 нед он прочно срастается с подлежащими тканями.

Приживающий трансплантат в первую неделю может быть бледным или, наоборот, цианотичным, иногда он приобретает пятнистый, мраморный вид, зависящий от небольших кровоизлияний. При благоприятном приживлении трансплантат сначала бывает бледным и сухим, а затем он постепенно розовеет и утолщается, края его на стыках с другими лоскутами постепенно сглаживаются.

Иногда на фоне цианоза трансплантата появляются отслойка эпидермиса и пузыри, наполненные серозной жидкостью, что не мешает его приживлению. Пузыри надо срезать и наложить асептическую повязку. Самым неблагоприятным осложнением является нагноение в области пересадки. Под трансплантатом появляется гной, кожа вокруг мокнет, трансплантат расплавляется и отторгается. Лечение состоит в удалении омертвевших тканей, туалете раны, в частой смене влажновысыхающих повязок с антибактериальными препаратами.



В отдельных случаях при пластических операциях необходима пересадка всей толщи кожи. При благоприятном течении послеоперационного периода и полного приживления полнослойного кожного трансплантата он имеет ряд преимуществ перед расщепленной кожей. Тонкие расщепленные трансплантаты приживают почти всегда, однако они в первое время после операции весьма чувствительны ко всяким раздражителям — давлению, механическим травмам, воздействию тепла и холода. Они часто трескаются и изъязвляются. Недостатком пластики расщепленным кожным лоскутом является также сморщивание раневого ложа за счет рубцевания и довольно значительное сокращение трансплантата по отношению к его первоначальной площади. Кроме того, расщепленный трансплантат кожи может изменять свою окраску, т. е. стать гипо- или гиперпигментированным, что приводит к выраженному косметическому недостатку. Кожа во всю толщину создает наиболее полноценный в анатомическом и функциональном отношении покров, однако она приживает хуже.

Полнослойную кожу пересаживают в основном так же, как и расщепленную, с той лишь разницей, что при взятии трансплантата его чаще срезают скальпелем или бритвой и обезжиривают.  Большие по площади полнослойные трансплантаты можно также с успехом брать при помощи дерматома.

При ручной заготовке делают окаймляющие разрезы, проникающие до подкожной жировой клетчатки, кожу отпрепаровывают так, чтобы на ней не было жира, переносят на дефект, подшивают край в край и укрепляют повязкой. Материнское ложе стягивают швами или пересаживают на него тонкий кожный трансплантат. Для успешного приживления полнослойной кожи требуется очень бережное обращение с тканями, хорошая подготовка воспринимающего ложа (свежая, ровная раневая поверхность после иссечения рубцов) и особенно тщательный гемостаз, поскольку даже незначительная прослойка крови нарушает связь трансплантата с ложем и ухудшает его и без того нарушенное питание. Насечки, сделанные на нем, способствуют удалению крови.



В послеоперационном периоде в течение первых 10—12 дней иногда наблюдается синюшность или выраженная бледность трансплантата, на нем могут появляться пузыри, однако это не препятствует приживлению. Если же питание пересаженной полнослойной кожи нарушено, то через 1 нед после пересадки возникают мокнутие, нагноение и омертвение тканей или сухой некроз с четкой линией демаркации. В отдаленные сроки после пересадки гипо- или гиперпигментацию трансплантата при необходимости можно уменьшить срезанием тонкого слоя эпидермиса дерматомом или удалением его с помощью дермабразии.

Для более рациональной утилизации кожи, годной для пересадки, в настоящее время широко используют сетчатые аутодермотрансплантаты. Они представляют собой слой срезанной дерматомом кожи, на которую специальным аппаратом нанесены в шахматном порядке сквозные насечки. От длины этих насечек и расстояния между ними зависит степень растяжения трансплантата, превращенного в сетку. Коэффициент растяжения может быть от 1 : 1,5 до 1 : 6. С помощью сетчатых трансплантатов можно значительно сократить площадь донорских зон и оптимально использовать ресурсы непораженной кожи с целью аутодермопластики.

Они приживают лучше, чем сплошные, что можно объяснить наличием отверстий, создающих надежную дренажную систему, благодаря которой под пересаженным лоскутом почти не образуется гематом и не скапливается гной. Насечки не только обеспечивают хороший дренаж, но и улучшают условия питания лоскута. Свободный отток раневого отделяемого помогает в борьбе с инфекцией и в выполнении пластики после минимальной подготовки ожоговых ран даже при наличии гнойного  отделяемого и  недостаточно  выраженных грануляций.

Краевая эпителизация в ячейках сетчатого трансплантата с малым коэффициентом растяжения (1 : 2) начинается на 2 —3-й день и заканчивается на 7—12-е сутки в зависимости от общего состояния больного и характера раневой поверхности.

Восстановленный эпителиальный покров в первое время остается плотным и спаянным с подлежащими тканями. Может наблюдаться гипертрофия рубцов в области крупных ячеек, что создает вафельную поверхность. Через 4 — 6 мес кожа на месте пересадки становится более эластичной,  легко  собирается в складку.   В  более  отдаленные сроки наблюдения функциональные результаты аутодермопластики сетчатым трансплантатом вполне удовлетворительны, но на открытых частях тела они часто подлежат удалению. Многие авторы [Атясов Н. И., 1972, и др.] считают противопоказанной пересадку сетчатых аутодермотрансплантатов на область крупных суставов. По мнению авторов, закрытие ран в области крупных суставов (плечевого, локтевого, коленного) сетчатым трансплантатом не влияет отрицательно на их функцию.

При восстановительных и пластических операциях сетчатые трансплантаты иногда применяют для закрытия обширных донорских ран, образовавшихся после перемещения кожно-жировых лоскутов, а также после иссечения послеожоговых патологических рубцов на голенях, в подколенной области, особенно после удаления раковой язвы рубца. Как правило, все раны, образовавшиеся вследствие иссечения или рассечения рубцов, должны быть закрыты несетчатым и неперфорированным трансплантатом с оптимальной толщиной его 0,4 мм. Нанесение даже редких перфорационных отверстий скальпелем неприемлемо при пластике открытых частей тела, поскольку образуются линейные рубцы, снижающие эстетический эффект операции.

При свободной кожной пластике, особенно на конечностях, туловище, шее, пальцах, линия соединения трансплантата с раной должна иметь зигзагообразную форму, что предупреждает формирование стягивающего рубца. В области сустава с этой целью ране придают форму ромба или хвоста ласточки, продлевая разрезы к мыщелкам костей, выше и ниже боковой поверхности сустава.

При закрытии обширных раневых поверхностей целесообразно брать широкие трансплантаты кожи электродерматомом, причем хорошим донорским местом является область ягодиц, так как это — большая зона и скрытая часть тела, а кожа обладает хорошими свойствами.

Юденич В.В., Гришкевич В.М.
Похожее