Лечение послеожоговых рубцов физическими методами. Рентгенотерапия

Видео: келоидный рубец - удаление келоидного рубца на шее

Одним из распространенных способов лечения гипертрофических и келоидных рубцов является рентгенотерапия. Увлечение им сменялось разочарованием и к настоящему времени определено место короткодистанционной рентгенотерапии в системе комплексного воздействия на патологические рубцы. Рентгенотерапия основана на механизме действия ионизирующего излучения на соединительную ткань: набухание и разрушение коллагеновых волокон и фибробластов, продуцирующих коллаген, в которых появляются дистрофические изменения (вакуолизация, распад клеток), а также уменьшение числа молодых фибробластов [Гаджиев Р. Т. и др., 1969].

Установлено, что «молодая» рубцовая ткань более чувствительна к ионизирующему излучению, чем «старая», причем посттравматические и послеоперационные рубцы лучше поддаются лечению, чем послеожоговые [Рудерман А. И., 1968- Венгеров А. Н. и др., 1974]. Нередки случаи, когда послеожоговые рубцы, особенно «старые», бывают резистентными к рентгеновским лучам. Следует отметить, что рентгенотерапия рубцов более эффективна в профилактических, чем в лечебных целях. По данным М. Д. Епанова (1970), лечившего рентгеновскими лучами келоиды различной этиологии, 34 рубца из 92 стали мягкими и атрофичными, у 30 больных наступило частичное сглаживание рубцов, у 21— эффект был незначительным, у 7 — результат неизвестен. В. Ф. Большакова (1970) отметила рассасывание келоидных рубцов у 18 из 25 больных. Лучший эффект был достигнут при послеоперационных рубцах, а лечение послеожоговых рубцов не дало обратного их развития.

С учетом приведенных фактов устанавливают показания к применению короткодистанционной рентгенотерапии. Келоидные рубцы, особенно «старые», и послеожоговые, где это возможно, следует сначала иссечь, а затем контролировать рентгенотерапией рост послеоперационного рубца [Рудерман А. И., 1968- Arnold Н., Grauer F., 1959- Craig R., Pearson D., 1965]. По данным Л. А. Крикун (1959), такая тактика позволила снизить образование послеоперационных рубцов с 8,2 до 1,4%. Рентгенотерапия показана в том случае, если пластическая операция выполнена на лице или шее, в области грудины, где применена пластика местными тканями. Послеоперационный рубец облучают сразу после снятия швов с профилактической целью.

При свободной кожной пластике лучи направляют на линию соединения трансплантата с краями раны. Если рубцы удалить невозможно или нецелесообразно, то рентгенотерапия показана в сочетании с другими консервативными методами лечения [Большакова В. Ф., 1974], а также в тех случаях, где другие способы либо неэффективны, либо их невозможно применить. В такой ситуации ее целесообразно сочетать с криотерапией, причем с помощью низкой температуры достигают уплощения рубца, а полученный результат закрепляют рентгеновскими лучами. Показана также рентгенотерапия рубцов после дермабразии как с лечебной, так и с профилактической целью.

Короткодистанционную рентгенотерапию проводят аппаратами различных фирм [РУМ-21 (СССР), TUR-60 (ГДР), ТФХ-60 (Венгрия) и др.], имеющими боковой выход лучей. Расстояние от трубки до кожи составляет 7 — 30 см (чаще 10 см). Специальные тубусы позволяют облучать поля 5-5, 10-10 и 15-15 см. Лучи направляют строго на рубец, защищая окружающую кожу просвинцованной резиной. Режим работы аппарата — напряжение 10 кВ, сила тока 25 мА, расстояние до кожи 10 см, длительность облучения 43 сек. Одномоментно облучают от 1 до 10 полей.



Послеоперационные рубцы с профилактической целью облучают однократно (реже двукратно). При появлении избыточного роста проводят повторный сеанс рентгенотерапии.

За один сеанс можно облучить до 10 полей с общей одноразовой дозой.



Послеожоговые келоидные рубцы требуют более интенсивного лечения, до 6 сеансов с промежутками между ними в 6 — 8 нед, при одноразовой дозе, при этом напряжение увеличивают до 30 кВ, применяя алюминиевый фильтр. Действию ионизирующего излучения подвергаются только поверхностные слои кожи (рубца), рентгеновская нагрузка на глубжележащие структуры тканей незначительна.

При фракционном способе рентгенотерапии напряжение увеличивают до 30—100 кВ (в зависимости от толщины рубца), разовая доза 1,5 Гц при ритме фракционирования 3 сеанса в 1 нед. Суммарная доза не превышает 15 — 20 Гц. На послеоперационные рубцы суммарная доза составляет 10 Гц.

Наиболее эффективна длина волн от 0,05 до 0,4 нм (0,1 нм — 0,1 мм- 0,3 нм — мягкие длинноволновые, 0,001 нм — жесткие коротковолновые).
Клинически под воздействием рентгеновского излучения уменьшаются зуд, боль и чувство стяжения в рубце. На месте облучения возникают гиперемия, сухость покровных тканей, шелушение. Прекращается рост рубцов, затем они постепенно уплощаются, бледнеют, становятся мягче. В зависимости от характера рубца и дозировки излучения регрессия и атрофия рубца могут быть выражены по-разному. Рецидивы роста рубца возникают редко.

Рентгенотерапию больные переносят легко, общих реакций практически не бывает. Вследствие повторных курсов рентгенотерапии наряду с атрофией рубца наступает его депигментация, что на лице и других открытых частях тела является существенным косметическим дефектом. Через атрофичный рубец начинают просвечиваться расширенные сосуды (телеангиэктазия). Иногда при повторном облучении возникают изъязвления рубца [Венгеров А. Н. и др., 1974]. Наблюдаемый при рентгенотерапии сухой эпидермит исчезает в течение 2 — 4 нед.

Противопоказанием   к назначению короткодистанционной рентгенотерапии являются заболевание крови, почек, декомпенсация кровообращения, а также дерматиты, изъязвление рубца и его атрофия. В процессе лечения противопоказано воздействие на организм ультразвуком и ультрафиолетовыми лучами.

Юденич В.В., Гришкевич В.М.
Похожее