Экскурсионные погружения кислородно-гелиевой смесью. Нервный синдром высоких давлений при экскурсионных погружениях
Период 1969—1975 гг. отличался повышенным интересом исследователей к возможному использованию метода насыщения организма в гелиево-кислородной атмосфере на более мелких глубинах с последующими экскурсионными погружениями на рабочую глубину. Многие исследования в этой области, а также серия экспериментов «Janus I—III», проведенная фирмой «СОМЕХ», указывают на некоторое ослабление или даже исчезновение НСВД на глубине в результате применения этого метода.
Это, например, наблюдалось при экскурсионном погружении на глубину 458 м из состояния насыщения на уровне 390 м. И снова, однако, было выявлено, что применяемый метод становится все менее эффективным с возрастанием глубины, а также все меньшая глубина экскурсионных погружений может быть достигнута без развития объективных и субъективных проявлений НСВД, таких как тремор и изменения на ЭЭГ.
Специалисты Пенсильванского университета расширили этот метод при проведении серии экспериментов «Прогноз—IV» [Spencer et al., 1979]. Это крупное исследование проводилось по 2 фазам. В первой фазе в основном изучали эффективность компрессии в течение 1 ч до 244 м с экскурсионными погружениями на глубину 366 м. Первая экскурсия проводилась через 2 ч пребывания на глубине 244 м. Несмотря на отсутствие НСВД на остановке (244 м), при первой экскурсии (366 м) через 40 мин у испытуемых отмечались головная боль, головокружение, небольшая тошнота, тремор, нарушение координации движений и некоторое затруднение концентрации внимания. Однако при последующих экскурсионных погружениях на глубину 366 м на 7-е и 8-е сутки пребывания организма в насыщенном состоянии на глубине 244 м подобных отклонений от нормы не было, что согласовывалось с результатами ранее проведенных работ швейцарских, французских и американских специалистов, показывающих преимущества данного метода для глубины 366 м.
Вторая фаза исследований включала 3,5-часовую компрессию до 366 м, а затем после 22-часовой остановки экскурсионные погружения на 488 м (при пе/рвой экскурсии погружение происходило за 40 мин, во второй/—за 20 мин) (см. рис. 69). Как и во время эксперимента «Physalie-III» (фирма «СОМЕХ», 1968), при достижении глубины 366 м в состоянии насыщения у испытуемых появились заметные признаки НСВД — тошнота, рвота, слабость, тремор и нервное напряжение. Через 2 ч состояние испытуемых улучшилось, они стали спокойнее, но выглядели сильно уставшими. Нарушенная работоспособность постепенно восстанавливалась, а на ЭЭГ периодически учащалось появление 0-волн.
Во время первой экскурсии на глубину 488 м (после предварительной 22-часовой остановки) и пребывания на ней в течение 55 мин у испытуемых возникла некоторая психическая заторможенность. Реакции замедлились, время их увеличилось, возросло число ошибок и периодических коротких перерывов, когда испытуемые были не в состоянии выполнить хорошо знакомые специальные тесты (связанные с ручными манипуляциями), что сопровождалось чувством напряжения или нервозности, тремор стал очевиден, появились мышечные судороги.
На ЭЭГ усилилась сигма-активность и уменьшилась а-активность. При последующих компрессиях НСВД снизился, что сделало возможным уменьшить время компрессии до 20 мин. Это позволило испытуемым без признаков НСВД выполнять необходимую работу в подводных условиях со скоростью и ловкостью, в общем равными тем, что имели место в наземных условиях при потреблении кислорода 2 л/мин.
При сравнении с очень медленной компрессией в гелиево-кислородной среде в течение 6—8 сут, описанной ранее, достижение глубины 488 м приблизительно за сутки, включая 22-часовую остановку на 366 м, действительно впечатляюще быстро. Однако это приводило к развитию тяжелого НСВД до экскурсионных погружений, несмотря на что адаптация все же со временем наступала. Экскурсии, по-видимому, не могли усугубить НСВД, наоборот, состояние испытуемых постепенно улучшалось. Очевидно, подобный режим компрессии не является практичным вследствие тяжелого НСВД, возникающего после 3,5-часовой компрессии до глубины 366 м.
Естественно, что возникает вопрос, будет ли установлено оптимальное время компрессии в гелиево-кислородной среде для достижения глубины 366 м без развития НСВД? Очевидно, это время находится где-то в пределах между 3 ч и 2 сут. Следующий вопрос: можно ли проводить такую же быструю экскурсионную компрессию в течение 10 или 20 мин до достижения глубины 488 м без развития НСВД и какое время следует провести на глубине 366 м, прежде чем совершить такую экскурсию? Из результатов современных исследований, по-видимому, следует вывода что тяжелый НСВД, развившись, никогда не усугубляется какор бы быстрой ни была скорость компрессии. Если же развитие, тяжелого НСВД было предотвращено, то будет ли тогда последующее экскурсионное погружение вызывать этот синдром? Только дальнейшие эксперименты позволят ответить на эти вопросы.
Однако результаты исследования эффективности использования только гелиево-кислородной смеси или в комбинации с экскурсионными погружениями позволяют предположить, что водолазы не смогут работать на глубине 457— 488 м без замедления компрессии и адаптации по крайней мере в течение 2 сут.
Источник: http://meduniver.com