Роль физической работы во время пребывания на грунте. Декомпрессия после работы на грунте
В 1941 г. Behnke, Willmon показали, что физическая нагрузка при нормальном давлении увеличивает скорость усвоения нейтрального газа организмом в целом. В 1951 г. Van Der Aue и сотрудники отмечали, что режимы декомпрессии при использовании воздуха безопасны для водолаза, находящегося в состоянии покоя, но у водолазов, выполняющих физическую работу, вызывают болезнь декомпрессии в 20—30% случаев.
В 1972 г. Buhlmann обнаружил, что для водолаза, выполняющего легкую работу при дыхании гелиево-кислородной смесью, требуется на 20—40% более продолжительная декомпрессия, чем для водолаза, находящегося в состоянии покоя.
Первый декомпрессионный режим, который был рассчитан для водолаза с аппаратом «Mark-XV», предназначался для погружения на 30 м и выполнения умеренной физической работы на глубине в течение 60 мин с последующей декомпрессией в состоянии физического покоя. Вначале влияние физической работы не принимали во внимание, но
7 случаев болезни декомпрессии наблюдалось в шести исследованных режимах. Шестой режим имел общее время нахождения на декомпрессионных остановках 115 мин и проверен 20 раз.
В 2 случаях водолазы выполняли тяжелую работу вместо запланированной умеренной и при этом у одного водолаза развилась болезнь декомпрессии.
Следующий эксперимент заключался в погружении на глубину 30 м при нахождении водолаза в «сухой» камере в состоянии физического покоя. Анализ предшествующих режимов и погружений с безостановочной декомпрессией, разработанной Van Der Aue (см. табл. 27), приводит к выводу, что продолжительность декомпрессии, вероятно, будет короче вследствие низкого поглощения тканями газа. Действительно, 40-минутный режим был успешно испытан в 30 экспериментах.
Большинство 60-минутных рабочих погружений, по-видимому, сопровождалось работой, не превышающей легкую степень, а умеренная или тяжелая работа были явлением необычным. Поэтому два режима декомпрессии после погружения на 30 м (время на грунте 60 мин) были испытаны при выполнении водолазом легкой работы. Когда продолжительность декомпрессии составляла 80 мин, то в пяти погружениях наблюдался один случай болезни декомпрессии. При 90-минутной декомпрессии все 29 погружений прошли без нарушений.
Экспозиция в течение 60 мин на глубине 45 м была также изучена в условиях «сухой» и «мокрой» камер. Из двух режимов для водолазов, находящихся на грунте в состоянии покоя, в первом случае при декомпрессии в течение 110 мин наблюдался один случай болезни декомпрессии из восьми погружений. Второй режим продолжительностью 130 мин прошел успешные испытания 26 раз. Однако в «мокрой» камере показано, что при: выполнении легкой работы на грунте и последующей декомпрессии в состоянии покоя 195-минутной декомпрессии недостаточно для предотвращения развития болезни декомпрессии.
Дальнейшие экспериментальные погружения в подобных условиях не проводили. Было также установлено, что костюмы «мокрого» типа не обеспечивают достаточной тепловой защиты для экспозиций данной продолжительности даже в относительно теплой воде.
Безопасность режима декомпрессии определяется не только общим временем пребывания на остановках, но также и распределением` этого времени по глубинам остановок. Слишком глубоководные или слишком продолжительные остановки не способствуют удалению избыточного нейтрального газа и могут, наоборот, вызывать его дополнительное поглощение. Слишком мелководные или слишком короткие остановки активизируют опасный рост газовых пузырьков.
Графики схем исследованных погружений, осуществленных при разработке режима декомпрессии после умеренной работы на глубине 30 м. В первых двух режимах декомпрессионные остановки были предусмотрены на глубине не больше 9 м. После того как второй режим оказался неудачным, пришли к выводу о необходимости включения более глубоководных остановок. В соответствии с этим были произвольно добавлены остановки на следующих уровнях: в третьем режиме на глубине 12 м, в четвертом, пятом и шестом режимах — на глубинах 15 и 18 м. Несмотря на принятые меры, случаи болезни декомпрессии все же имели место, пока не увеличили продолжительность пребывания на остановках на глубине 3 и 6 м. Был сделан вывод, что произвольно выбранные дополнительные декомпрессионные остановки не обязательны и в последующих режимах их не использовали.
Режимы декомпрессии после погружения в «сухой» камере и пребывания водолаза на грунте в состоянии покоя были самыми мелководными и короткими. Очевидно, что оценка рабочего режима декомпрессии в этих условиях является неадекватной. Физическая работа на грунте обусловливает в дальнейшем увеличение глубины первой остановки и общей продолжительности декомпрессии. По-видимому, это является результатом повышенного поглощения тканями газа вследствие возросшего при работе кровотока.
Источник: http://meduniver.com