Погружения с применением гелиево-кислородных смесей. Декомпрессия при применении гелиево-кислородных смесей

Погружения с применением гелиево-кислородных смесей являются несомненно самым распространенным при выполнении промышленных водолазных работ. Однако схемы декомпрессии и их эффективность представляют собой закрытую информацию и редко подвергаются анализу. Как правило, в начальной стадии своего развития, в 60-х годах, режимы декомпрессии при использовании гелия или одновременно у нескольких нейтральных газов были короткими и предусматривали подачу кислорода в больших количествах.

Но в последние годы продолжительность режимов декомпрессии увеличили, а количество кислорода уменьшили, тем самым подчеркнув, что в промышленной отрасли водолазного дела стали больше уделять внимание не скорости декомпрессии, а ее безопасности.

Широко используемым приемом в промышленных водолазных работах является переключение на дыхание с гелиево-кислородной смеси на воздух на глубинах 30—60 м. Такое переключение имеет преимущества, так как способствует экономии гелия, улучшению речевой связи, предотвращает переохлаждение водолаза и ускоряет процесс декомпрессии.



Вместе с тем переключение на дыхание воздухом может вызвать декомпрессионное заболевание внутреннего уха, если его производят на слишком большой глубине или слишком быстро. Momsen в 1942 г. указывал, что непосредственную замену гелиево-кислородной смеси воздухом нельзя проводить на глубине более 49,5 м вследствие развития «неблагоприятных» эффектов- в этих ситуациях допускается постепенная замена газов.

гелиево-кислородные смеси


Ряд случаев декомпрессионного заболевания внутреннего уха был описан Hamilton (1976). Самый «мелководный» из них возник после переключения на воздух на глубине 33 м.

Причины данного декомпрессионного заболевания не ясны, так как исследователи, занимающиеся изучением контрдиффузии нейтральных газов, указывали, что переключение дыхания с гелия на азот должно быть скорее благоприятным, чем вредным. Однако после быстрого переключения на дыхание воздухом азот может поступить в кровь и ткани внутреннего уха быстрее, чем гелий покинет газовую полость среднего уха. Поскольку гелий диффундирует быстрее, чем азот, он, вероятно, скорее поступит в ткани внутреннего уха, чем азот успеет диффундировать из него.
В результате ткани внутреннего уха могут стать перенасыщенными газами.

Промышленные водолазные режимы предусматривают как применение подводного колокола, так и декомпрессию после подъема на поверхность и, по-видимому, имеют продолжительность такую же или несколько выше, чем режимы ВМС США, учитывающие парциальное давление газов. Для подводных спусков водолаза на глубины более 120—180 м или с продолжительностью нахождения на грунте более 1—2 ч, как правило, применяют методы насыщения тканей нейтральным газом, поскольку водолазные режимы для менее длительных погружений редко когда удовлетворяют предъявляемым требованиям.

Вероятно, лучше всего состояние проблемы в области методов декомпрессии с использованием искусственных (гелиево-кислородных) дыхательных смесей отражено в докладе на симпозиуме Общества специалистов по подводной медицине «Развитие методов декомпрессии для погружений на глубины, превышающие 120 м» В этой публикации обсуждаются различные используемые методы расчета и показаны различия режимов декомпрессии, рассчитанных на основе этих методов, для погружения водолаза на 150 м с экспозицией на грунте 30 мин.

Источник: http://meduniver.com
Похожее