Температура при декомпрессии. Влияние температуры на декомпрессию
Как и физическая нагрузка, температура, возможно, усиливает свое влияние на декомпрессию посредством изменений в кровотоке, хотя ее влияние может быть также существенным и на колебания растворимости нейтрального газа. Холод и тепло оказывают противоположные эффекты в зависимости от того, на каком этапе подводного погружения они действуют на водолаза.
Обычно эти эффекты считают отражением сниженного кровотока в условиях холода или повышенного — в условиях тепла.
У водолаза, подвергшегося воздействию холода во время нахождения на грунте, риск развития болезни декомпрессии, видимо, меньше, чем у водолаза, находившегося на глубине в условиях тепла. Dunford, Hayward (1981) показали, что после завершения погружений, не требующих ступенчатой декомпрессии, у водолазов, которые находились в условиях холода, внутрисосудистые газовые пузырьки встречались реже, чем у водолазов в условиях тепла.
Van Der Aue в 1951 г. при изучении режимов декомпрессии после подъема водолаза на поверхность (т. е. когда испытуемый проводил время на грунте в воде, а декомпрессию проходил в теплой барокамере) установил, что болезнь декомпрессии развивается при нахождении водолаза в холодной воде реже, чем теплой. Long (1981) в экспериментах в природных условиях тоже наблюдал, что у водолазов, которые охлаждались, находясь на грунте в костюмах «мокрого» типа, развитие болезни декомпрессии менее вероятно, чем у водолазов, одетых в водообогреваемые костюмы и находящихся в тепле.
Видео: ТОПЛИВО ДОРОЖАЕТ. КАЧЕСТВО НИЗКОЕ. ЕСТЬ ВЫХОД
В период декомпрессии водолазу лучше находиться в теплых условиях, чем холодных. Baldin (1978) установил, что выведение из организма азота и ксенона происходит быстрее в теплой воде, чем в холодной. Из литературных источников известно также, что при воздействии высоты элиминация криптона у испытуемых, находящихся в тепле, происходит быстрее и случаи болезни декомпрессии реже, чем у испытуемых, находящихся в холоде.
Известно, что дыхание кислородом при погружении в теплую воду перед высотной декомпрессией намного эффективнее в предотвращении болезни декомпрессии, чем кислородная процедура в термически нейтральной воздушной среде. Действительно, как показано Baldin, Lundgren в 1972 г., иммерсия в теплой воде сама повышает скорость элиминации азота.
Хотя в экспериментах с использованием дыхательного аппарата «Mark-XV» влияние температуры специально не изучали, избежать его не смогли. Даже в полноростных костюмах «мокрого» типа у водолазов, погруженных в воду с температурой 21 °С на 2,5 ч, ректальная температура снижалась на 1 °С, а оральная — на 2 °С и более.
Как только водолаз замерз и скорость элиминации газа снизилась, следует продлить декомпрессионную остановку. Наверное, поэтому благоприятный эффект физической нагрузки во время декомпрессии частично состоит в том, что водолаз находится в более теплом состоянии, чем если бы он находился в состоянии покоя.
На основании одной серии из проведенных экспериментов с использованием «Mark-XV» было сделано предположение, что декомпрессия водолаза, находящегося в тепле, снижает чувствительность организма к болезни декомпрессии. Так, пятый режим, показанный на рис. 101, сопровождался одним случаем болезни декомпрессии на пять опытов. Тот же режим был испытан успешно 12 раз, но при этом водолаза поднимали из воды после остановки на глубине 9 м, и далее декомпрессию проводили уже в «сухой» камере.
Степень охлаждения, при которой уменьшается перфузия в чувствительных к развитию болезни декомпрессии тканях, неизвестна. Однако на основании расчетов режимов декомпрессии и в результате опытов определили, что величина кровотока меняется от 1,0 мл/мин на 100 г ткани (отдых водолаза в теплых условиях) до 0,5 мл/мин на 100 г ткани (у водолаза в состоянии охлаждения). При уменьшении кровотока до указанной величины продолжительность декомпрессионной остановки желательно удвоить.
Источник: http://meduniver.com