Ступенчатая компрессия. Центральная нервная система при ступенчатой компрессии
Сомнение в том, что пределом глубоководных погружений является глубина 366 м, появилось не только потому, что в описанных выше погружениях на глубину 305 м участвовали физически прекрасно подготовленные испытуемые. Для выяснения этого в 1970 г. Физиологической лабораторией ВМС Великобритании (RNPL) была проведена серия многочисленных погружений, кульминационным моментом которой были впервые проводимая компрессия 2 испытуемых на имитационную глубину 457 м и пребывание на ней в течение 10 ч. Давление в камере повышали не обычным непрерывным методом, а ступенчато, как при декомпрессии.
Первая компрессионная ступень находилась на глубине 183 м. После пребывания на ней в течение суток испытуемые были подвергнуты компрессии с той же скоростью (5 м/мин) до ступени на уровне 305 м. После 24-часового пребывания на глубине 305 м испытуемые были вновь подвергнуты компрессии с 1-часовыми остановками на глубине 335, 366 м и 24-часовой остановкой на глубине 369 м. На каждой компрессионной ступени была получена обширная информация относительно психического и физического состояния испытуемых. Во время этого погружения также впервые с помощью частотного анализа была проведена количественная оценка показателей ЭЭГ, исследованы сенсорные вызванные потенциалы коры головного мозга, зарегистрирован постуральный тремор с помощью датчика, укрепляемого на пальце, а также чувствительной психомоторной пробы с шарикоподшипником.
Как и во время предыдущих погружений, испытуемые жаловались на появление тремора, непроизвольное подергивание мышц и чувство головокружения, сопровождаемое небольшой тошнотой, особенно сразу по достижении ступеней на уровне 183 и 305 м. На ЭЭГ отмечалось характерное усиление 8-активности (4—6 кол/с), сопровождаемое угнетением других частотных видов активности, которое у одного из 2 испытуемых на глубине 396 м задерживалось. Изменения на ЭЭГ были наиболее выраженными, когда глаза испытуемых были открыты. Каждая фаза компрессии способствовала усилению 6-активности, что сохранялось в течение 6 ч после окончания повышения давления. Затем приблизительно через 12 ч происходило возвращение 8-активности почти до нормального уровня.

Кортикальные слуховые вызванные потенциалы по мере увеличения глубины неуклонно угнетались, что было наиболее заметно на глубине от 396 до 457 м, когда амплитуда комплекса N1P2 была соответственно на 30 и 50% меньше контрольных величин. Эти результаты свидетельствуют о двух аспектах изменений на ЭЭГ головного мозга человека при НСВД: усиление 8-активности по мере компрессии и угнетение всех других видов электрической активности в зависимости от увеличения глубины погружения. Компрессионный феномен усиления 8-активности имеет фазу подъема, а затем спада с периодом приблизительно 20 ч. Угнетение остальных видов электрической активности головного мозга со временем не исчезает и по мере увеличения глубины усиливается.
Уместно сказать, что Г. Л. Зальцман в 1968 г. также установил изменения на ЭЭГ при компрессии гелиево-кислородной среды со скоростью 9—18 м/мин и сравнил их с данными при экспозиции среды, содержащей азот (глубина 21—107 м) и аргон (глубина 9—61 м). Он наблюдал снижение амплитуды и увеличение частоты а-ритма. При использовании азота и аргона это сопровождалось интенсификацией быстрой активности на фоне подавленного а-ритма до появления 8-активности. На глубине 192 м при использовании гелия медленной активности не наблюдали, несмотря на присутствии других признаков довольно выраженного НСВД, таких как нарушение умственной работоспособности, памяти, двигательных рефлексов и размеров написанных букв. Однако имеется некоторое сомнение в том, что эти изменения могли быть обнаружены с использованием частотного анализа ЭЭГ.
Тесты на выявление снижения работоспособности во время экспозиции на глубине 457 м коррелировали с величиной тремора, при этом нарушений умственной работоспособности не наблюдалось. Это подтверждает выдвинутую нами ранее гипотезу о том, что гелий не обладает наркотическими свойствами. Определение с помощью датчика, расположенного на среднем пальце руки, степени постурального тремора позволило продемонстрировать межиндивидуальные различия его выраженности и связь с чрезвычайно высокой скоростью компрессии и, кроме того, показать существование стойкого тремора, который, по-видимому, становится более интенсивным по мере увеличения глубины.
Источник: http://meduniver.com