Синдром высоких давлений. Эффекты глубоких погружений
С 1968 г. нервный синдром высоких давлений (НСВД) начали изучать широко. К этому времени стали доступными некоторые первоначальные исследования этого вопроса на животных. Кроме того, специалисты фирмы «СОМЕХ» из Марселя считали, что приемлемая «медленная» компрессия, например со скоростью 3 м/мин, должна обеспечить достижение глубины свыше 305 м без потери трудоспособности водолазов, обусловленной тремором или судорогами, которые наблюдались в исследованиях на животных.
Видео: Бета-медитация (чистый бинауральный ритм)
В серии экспериментов по программе «Physalie» было проведено 7 имитационных погружений. В каждом погружении участвовало 2 человека. Глубина четырех из этих погружений превысила 335 м, а 27 июня 1968 г. была достигнута глубина 363 м, правда, погружение прекратили через 4 мин. Тремор наблюдали во время компрессии, причем он появился на глубине между 221 и 282 м. Несмотря на уменьшение скорости компрессии, тремор по мере увеличения глубины становился более интенсивным.
Впервые на глубине, близкой к 305 м, у человека были зарегистрированы изменения на ЭЭГ. Они выражались в появлении медленных волн в 6-диапазоне (4—6 кол/с) и сопровождались угнетением активности а-ритма (8—13 кол/с).Помере приближения к глубине 323 м изменения на ЭЭГ усиливались и к тому же сопровождались поведенческими нарушениями, включающими чередующиеся периоды сонливости 1-й и 2-й степени по ЭЭГ. Если испытуемых будили, они просыпались, но, находясь в состоянии покоя, вновь впадали в сонное состояние. Изменения на ЭЭГ продолжали оставаться на протяжении 10—12 ч периода декомпрессии.
Эти классические объективные и субъективные проявления НСВД резко отличаются от любых предполагаемых, если бы гелий оказывал хоть какое-нибудь наркотическое действие. Например, при азотном наркозе отсутствуют тремор, выраженное психомоторное возбуждение, тошнота или рвота, а также характерные для НСВД изменения на ЭЭГ.
Действительно, у человека, находящегося в условиях сжатого воздуха на глубине 91 м, на ЭЭГ наблюдается усиление а-ритма и быстрочас-тотной активности, а 9-активность остается без изменений. Более того, наркоз не ослабляется через 1,5 ч экспозиции, как это происходит в случае НСВД.
Чем выше уровень развития головного мозга, тем более чувствителен он к НСВД. У беличьих обезьян тремор возникает на глубине 201—251 м, а изменения на ЭЭГ, такие как спайковая активность — на глубине 457—503 м. Затем эти изменения приблизительно на глубине 625 м приводят к электрическим (на ЭЭГ) и двигательным судорогам.
Поскольку у человека изменения на ЭЭГ, сопровождаемые тремором и сонливостью, возникают на глубине приблизительно 305-м, то есть основания полагать, что судороги могли бы возникнуть, если нахождение на глубине 363 м продолжалось несколько дольше, и эту глубину следует считать пределом рабочего погружения.
Видео: Lenny Rossolovski
Однако, несмотря на это, спустя несколько месяцев 3 испытуемых из Швейцарии в соответствии с программой швейцарско-английского эксперимента, проведенного Buhlmann и сотрудниками в 1970 г., были погружены в барокамере на глубину 305 м. Скорость компрессии гелиево-кислородной среды составляла 5 м/мин. В течение 3 сут пребывания под этим давлением испытуемые совершили три экскурсии, две из которых заключались в 2-часовом пребывании на глубине 350 м.
Во время экскурсии водолазы плавали под водой, используя дыхательные аппараты с полузакрытым циклом. Они должны были 20 раз поднять груз массой 20 кг на расстояние от пола камеры до положения полностью разогнутой руки над головой. По-видимому, водолазы во время погружения не испытывали никаких трудностей.
Источник: http://meduniver.com