Роль вестибулярного аппарата при "слепых" полетах

«Слепыми» называются полеты в таких условиях, когда нельзя пользоваться зрительной ориентировкой по естественным визирным объектам (например, горизонтом) и поэтому приходится заменять ее либо соответственными приборами, либо такими органами чувств, которые тоже могли бы ориентировать летчика в пространстве.
Мы знаем, что в обычных условиях чувство пространства у человека обеспечивается помимо зрения и слуха вестибулярным аппаратом, кожной, мышечной, суставной и сухожильной чувствительностью, а также чувствительностью любого органа, который испытывает перемену давления или сдвиг при перемещениях в пространстве. Если все эти возможности достаточны для ориентировки и равновесия во время ходьбы, бега и стояния, то они нередко совершенно отказываются служить для означенной цели при полетах или, по крайней мере, требуют своего перевоспитания (реэдукации, приспособления к новым условиям). Зависит такая недостаточность естественных функций нашего тела от того, что они в условиях сверхбыстрого или длительного передвижения нередко начинают «фальшивить», т.е. подавать неправильные сигналы.
Доказано, например, что во время полетов возникают сложные ощущения крена, когда его на самом деле нет- поворота, когда вращение уже закончилось- наклона в сторону от действия кориолисовых сил, например, при виражах, вследствие подмены чувства вертикали «чувством равнодействующей» (между силой тяжести и центробежной силой)- неправильно определяется вертикальное направление, и, наконец, если самолет описывает круги, то при выходе на прямую может появиться чувство противовращения (т. е. ощущение кажущегося вращения в обратную сторону). Следовательно, если летчик будет доверять своим чувствам, то может потерять правильную ориентировку в пространстве, и для слепых полетов ему приходится «отучаться» пользоваться природными ориентаторами, что тоже входит в программу реэдукации своих физиологических функций.
Если летчик научился, когда это нужно, не верить сигналам, которые поступают в его центральную нервную систему из проприоцепторов, и может тормозить исходящие из них рефлексы, мешающие управлению самолетом, то устраняются и помехи для использования им специальных приборов, таких, как, например, указыватели воздушной скорости, поворота скольжения, вертикальной скорости, высотомер, авиагоризонт, гидроскопический полукомпас.



Чтобы определить, насколько индивидуальные свойства вестибулярного аппарата удовлетворяют требованиям слепых полетов, применяются специальные тесты с исследованием «чувства противовращеиия» (оно не должно быть чрезмерно длительным) и, кроме того, применяются общепринятые вестибулярные тесты, но с более строгой оценкой, например, требуется отсутствие резких соматических рефлексов (опыт ОР со второй и третьей степенью реакции), а также непосредственное испытание обычным пилотированием (со зрительной ориентировкой), но с обязательными фигурами бочки, штопора и боевых разворотов.
Для штурманов требования ограничиваются только отсутствием вегетативной реакции при лабораторном укачивании и опытах ОР и коротким чувством противовращения.
Тренировка к слепым полетам производится на центрифугах, на стуле Барани, в кабине Линка и при помощи ряда подходящих гимнастических упражнений со снарядами и без них.
Кабина Лянка представляет собой подобие настоящего самолета с колпаком, исключающим зрение тренирующегося, и механизмом, допускающим плавное круговое движение аппарата в обе стороны, а также крен его на некоторое число градусов вправо и влево. Другие варианты тренирующих приборов предложены Б. Б. Толоконниковым (камера Оккера), А. П. Поповым (вращение с открытыми глазами на кресле Барани, под колпаком)- другие авторы предлагали использовать ренские колеса, раскручивание на кольцах с закрытыми глазами, на центрифуге или лопинг. Для успеха вестибулярной тренировки желательно производить ее повторно, так как первоначальные результаты не всегда бывают стойкими- длительность курса тренировки должна быть не менее 2—3 месяцев.
Воячек В.И.
Военная отоларингология

Похожее