Субъективные ощущения при полетах
Видео: Зажигательное видео полет на самолете предельно малая высота
Отличие укачивания при полетах от укачивания на море основывается на несходстве тех факторов, которые действуют на организм пассажиров морского корабля и самолета. При качке на море главным действующим фактором являются периодические изменения силы тяжести, зависящие от круговых или дугообразных траекторий, по которым движется любая точка корабля, а следовательно, и тело пассажира. Волнение на море нередко длится часами и даже днями и может в течение этого времени сохранять свою силу и величину периода- время суток непосредственно не влияет на эти его свойства, но зато они изменяются в зависимости от конфигурации и величины водоема: в открытом море качка при тех же условиях сильнее, чем в закрытой бухте. Размеры и масса судна влияют в обратном смысле: большой и тяжелый корабль качает на одной и той же волне не так сильно, как маленькую лодку. Скорость движения судна также может нарушать закономерность трохоиды.
Со своей стороны при полетах неправильности траектории, вызывающие симптомы укачивания, зависят прежде всего от неодинаковой плотности атмосферы и от порывов ветра. И тот, и другой фактор действуют апериодически и притом вблизи земной поверхности обычно сильнее, чем на большой высоте- кроме того, в течение суток существуют более спокойные часы (раннее утро)- от инерции и размеров самолета также может зависеть плавкость перемещения, но здесь нет строгой пропорциональности.
Вследствие этих особенностей при полетах всегда возможны паузы спокойствия между теми промежутками времени, когда броски аппарата действуют неприятно, и это дает как бы некоторый отдых- кроме того, по времени полеты в обычных случаях но столь длительны, как морские переезды- наконец, болтанки можно избежать, выбирая подходящую высоту или же огибая те районы, где можно ожидать вертикальных токов воздуха (леса, освещение солнцем, кучевые облака и т. д.).
Но зато на самолете качка может начинаться с самого начала полета, а полное спокойствие и однородная плотность атмосферы вряд ли часто наблюдаются в безбрежном воздушном океане. Дополнительными факторами, способствующими неприятным ощущениям во время полетов, служат крен аппарата, виражи и крутой спуск, а также перемена положения головы или тела пассажира во время эволюций и качки самолета- все это является раздражителями вестибулярного органа и других частей тела, неиндиферентных к ускорениям.
При спуске с высоты в несколько сот метров уже могут появляться бароощущения в ушах (заложенность, шум), длящиеся иногда часами после окончания воздушного рейса. Вибрации и шум самолета, достигающие даже в закрытых кабинах степени, затрудняющей словесное общение пассажиров, являются также одним из раздражающих факторов. В итоге перечисленные причины, кумулируя при длительных полетах, обусловливают в той или другой степени патологическое состояние организма, во многом сходное с морской болезнью и проявляющееся рядом симптомов, не всегда одинаковых у разных людей. В общем следует признать, что, так же как и на море, почти все пассажиры подпадают более или менее под действие воздушного укачивания. У некоторых оно выражается в эйфории (хорошее настроение, оживление, усиление аппетита), но у большинства можно заметить обратное: подавленное, апатичное состояние, вялость, сонливость, головная боль, дурнота, тошнота или же неприятные ощущения без определенной локализации («стало не по себе»).
В основном все эти симптомы можно отнести за счет вегетативных рефлексов, проявляющихся в анемии кожных покровов (лица), анемии мозга, спазме носовых сосудов (ср. опыты Ф. А. Попова при лабораторном укачивании), замирании сердца, спазмах желудочной и кишечной мускулатуры, усиленной саливации и т.д. Насколько здесь могут участвовать гуморальные сдвиги, еще не выяснено, но несомненно, что в рассматриваемом сложном комплексе играют далеко не последнюю роль биохимизм нашего тела и медиаторы.
По А. В. Жукович, биохимические и другие реакции при опыте ОР позволяют обнаружить адаптационное свойство организма, благодаря которому могут нейтрализоваться чрезмерные вестибулярные раздражения.
Значение гипоксемии выступает на первый план при высотных полетах, но в последнее время высказывается взгляд, что и на относительно малых высотах становится небезразличным обеднение вдыхаемого воздуха кислородом, и поэтому некоторые симптомы укачивания следует отнести скорее за счет измененного химизма тела. Все это требует дальнейшего изучения. Приспособляемость организма к полетам у разных людей, как известно, весьма неодинакова: она бывает положительной, отрицательной или же вообще отсутствует, т.е. число налетанных часов не отражается на выносливости к укачиванию.
Воячек В.И.
Военная отоларингология