Непреобразованная речь людей старших возрастных групп: звонкая речь

Исследованию слуха звуками речи отводится в клинико-аудиологической практике значительное место. Тем не менее возможности данного исследования, особенно применительно к старческой тугоухости, раскрыты далеко не полностью. Это касается как установления возрастных норм для речевого слуха, так и уточнения некоторых аспектов патогенеза и топики пресбиакузических сдвигов. Уже в работах по исследованию старческой тугоухости с помощью метода живой речи было отмечено значительное нарушение восприятия последней, особенно шёпотной (И. М. Соболь, А. Г. Лисс, 1962- С. К. Агзамов, 1966- А. Г. Ганиев, 1969). В старости более выраженно нарушается разборчивость согласных звуков. Ю. С. Кривицкая, Ш., А. Максумова (1968) отмечают, что у пожилых людей разборчивость цифр и слов страдает меньше, чем разборчивость фраз.
Значительные нарушения речевого слуха при старческой тугоухости были подтверждены аудиометрическими исследованиями (А. И. Лопотко, 1971- 1975, 1979- С. И. Алексеев, И. М. Гончарова, 1972- G. Pestalozza, 1. Shore, 1955- P. Mounier-Kuhn et al., 1965- W. Hallerman, P. Piath, 1971). По данным P. М. Фельдмана и С. H. Реджера (R. М. Feldman, S. N. Reger, 1967), такие нарушения начинали проявляться в пожилом и особенно старческом возрасте. Отмечено, что снижение разборчивости речи не всегда компенсируется усилением ее интенсивности. Нарушению разборчивости речи в старческом возрасте дают разные объяснения. С одной стороны, его связывают с возрастными изменениями периферических, а с другой — центральных структур слуховой системы.
Нарушение речевого слуха периферического генеза обусловливается повышением тональных порогов (тональным дефицитом), а также проявлением неравномерного нарастания громкости для различных частот речевого диапазона. Нарушения же разборчивости, не зависящие от потери слуха на речевые частоты, определяемые синдромом фонемической регрессии, связывают с поражением центральных отделов слухового анализатора. Основным аргументом в пользу существования указанного синдрома является диссоциация тонального и речевого слуха при старческой тугоухости (А. Д. Ганиев, 1969- С. И. Алексеев, И. М. Гончарова, 1972- R. Carhart, 1951 и др.) Данные по сопоставлению порогов тонального и речевого слуха значительно варьируют у разных авторов.
Анализ этих исследований позволил высказать предположение, что причина этого лежит, с одной стороны, в неоднородности используемого фонетического материала, а с другой — разном подходе к критерию потери слуха для тонов. Это побуждало и побуждает многих исследователей неоднократно возвращаться к изучению вопроса о тонально-речевой диссоциации при пресбиакузисе (С. И. Алексеев, И. М. Гончаров, 1972- G. Pestalozza, I. Shore, 1955- Е. Konig, 1957- J. Sataloff, N. Menduke, 1957).
Генез указанного нарушения Д. Калви и А. Финзи (J Calvi, A. Finzi, 1957), а также Е. Бокка (Е. Восса, 1958) связывают с дисфункцией прежде всего центральных структур слухового анализатора, с ослаблением в старческом возрасте их интегральной деятельности, В. Д. Михайлова-Лукашева (1968) снижение речевого слуха объясняет неспособностью старых людей дифференцировать звуки и шум, а также нарушением подвижности и взаимоотношения основных нервных процессов — возбуждения и торможения.
Г. X. Гэт (G. Н. Gaeth, 1948) синдром фонемической регрессии связывает с уменьшением в старости интеллектуального уровня и способности высотного различения звуков. В дальнейшем синдром был количественно исследован Г. Песталозза и И. Шором (G. Pestalozza, I. Shore, 1955). Сравнивая характер разборчивости при пресбиакузисе с разборчивостью при нейросенсорных формах тугоухости у молодых людей со схожим тональным рельефом, авторы отметили более выраженное нарушение речевого слуха у первой группы обследуемых.
В настоящее время дискутируется вопрос, в какой мере разборчивость речи зависит от ФУНГ, нередко сопутствующего звуковоспринимающей тугоухости. Одни авторы отмечают возможность достижения максимальной разборчивости при наличии упомянутого феномена (J. A. Reyntjes, 1951). Другие считают, что при ФУНГ разборчивость значительно падает (Н. Huizing, J. A. Reyntjes, 1952- J. Hirsch et al., 1954). Мы полагаем, что нарушение разборчивости определяется не столько ФУНГ вообще, сколько неравномерным нарастанием громкости для различных частот речевого диапазона в частности (А. И. Лопотко, 1967, 1975).
Эти дискуссионные представления нашли отражение и при анализе старческой тугоухости. Д. Ваал (J. Waal, 1962) описал крутые артикуляционные кривые с достижением максимального уровня разборчивости во многих случаях пресбиакузиса при отсутствии ФУНГ. В то же время Г. Песталозза и И. Шор (G. Pestalozza, I. Shore, 1955) при аналогичных условиях отметили низкую разборчивость. В отношении генеза и топики возрастных нарушений речевого слуха высказываются и другие точки зрения. Е. Кониг (Е. Konig, 1966, 1969) предполагает, что причиной этих нарушений могут явиться инволюционные изменения на всех уровнях слухового неврального пути — от улитки до коры головного мозга.
И. Мелроз и соавт. (1. Melroze et al., 1963), а также М. Бергман (М. Bergman, 1971) считают, что синдром фонемической регрессии — не обязательный спутник старости. X. Н. Эвертсен н Б. Нильсон (Н. N. Ewertsen, В. Nielsen, 1971) не нашли существенной разницы в характере речевого слуха у лиц 20, 50 и 70 лет. И. Кирике и соавт. (I. Kirikae et al., 1964), не обнаружили также существенных возрастных различий и в характере различения речи. Еще более категоричными были В. Халлерман и П. Плат (W Hallerman- P. Plath, 1971), которые постулировали, что значительное нарушение различения речи, некомпенсируемое усилением ее интенсивности, несовместимо с синдромом физиологического пресбиакузиса.
В отношении возрастных слуховых норм для речи много еще неопределенного.
С учетом изложенного А. И. Лопотко (1971, 1979), были выполнены специальные аудиологические исследования. При этом особое внимание было уделено сопоставлению возрастных изменений слуха для тональных и речевых сигналов. Исследования осуществляли с учетом общеизвестных принципов речевой аудиометрии на приборе АР-03. В работе использовали русские фонетически сбалансированные таблицы слов, адаптированные для клинической аудиометрии (Г. И. Гринберг и соавт., 1957), наговоренные звонкой речью. При этом устанавливали пороги восприятия недифференцированной речи (HP), уровни 10—20, 50, 70—80 и 90—100% разборчивости, а также разборчивость (%) при максимальном на аудиометре усилении (110 дБ). Параллельно с речевой аудиометрией проводили тональную по общепринятой методике в диапазоне 125—8000 Гц и оценку функции громкости. Исследовано 330 отологически здоровых людей в возрасте от 18 до 93 лет. Среднегрупповые данные рассчитывали с установлением величин доверительных интервалов.
О характере фонемических расстройств фонемической регрессии (G. Н. Gaeth, 1948) судили по диапазону разборчивости (перепаду интенсивности от порога восприятия недифференцированной речи до уровня 90—100% разборчивости, если таковой достигался), по уровню максимальной разборчивости, отчасти по разборчивости речи при максимальном на аудиометре усилении, а также по сопоставлению реальной и расчетной разборчивости, которой отводили особое место. В основе ее лежало сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. Однако это сопоставление проводили не по методикам, распространенным в аудиометрии, а по схеме, принятой в теории связи.
Дело в том, что в настоящее время используются две группы методик, по которым речевой слух рассчитывают по тональному. Первая группа методик, обычно используемых в аудиометрии, хорошо прогнозирует общую степень тугоухости — потерю восприятия звуков речи (С. Г. Кристостурьян, 1960- Е. М. Харшак, 1964, 1966- J. Hirsh et al.T 1952). Вторая группа методик, редко используемая в аудиометрии, позволяет прогнозировать реальную разборчивость на высоких ее уровнях (Б. В. Богданов, 1955- Н. Б. Покровский, 1962).



Прогнозирование общей степени тугоухости к речи, широко практикуемое в аудиологической практике, может быть осуществлено непосредственно по тональной аудиограмме (А. И. Коломийченко, Н. С. Шейман, 1962- А. И. Лопотко, 1966- J. Harris et al., 1956 и др ). Основой же аналитического расчета слоговой, словесной и фразовой разборчивости может служить только разборчивость формант, под которыми понимается область концентрации энергии в спектре звуков речи (М. А. Сапожков, 1963).
Учитывая изложенное, уровень ощущения формант (Е`) определялся нами в каждой из 20 равноразборчивых полос речи, на которые разбивался речевой спектр:
Е` = Вр+К—(b0 + b),
где Вр — средний уровень ощущения речи- К — логарифмическая ширина критической полосы речи- b — затухание аудиометрического тракта в целом- b0 — порог слышимости тона от уровня 2•10 в -5 степени Па в пределах 250-8000 Гц.
Зная уровень ощущения формант, рассчитывалась суммарная разборчивость формант (А) во всем речевом диапазоне. Наконец, по разборчивости формант устанавливали разборчивость для словесной звонкой речи (W, %).
Основой для наших расчетов словесной разборчивости служили усредненные тональные аудиограммы в диапазоне 250—8000 Гц воздушной проводимости (А. И. Лопотко, 1973), установленные для 6 возрастных групп (16—19 лет, 20-29, 30—39, 40—59, 60—69, 70 лет и старше). В расчетах учитывали неравномерность частотной характеристики аудиометрического тракта.
Результаты исследований показали следующее. С возрастом отмечается пропорциональное падение слуха для звонкой речи. Вместе с тем следует отметить, что для возрастных групп 40—49 и 50—59 лет, а также 70—79 и 80 лет и старше нами не установлено достоверных различий. В связи с этим мы посчитали целесообразным объединить эти группы в две — 40—59 и 70 лет и старше.
Нарушение речевого слуха по аудиометрическим данным выражалось в ухудшении восприятия речи, графически проявлявшееся сдвигом кривых нарастания разборчивости вправо по горизонтали. В меньшей степени нарушалось различение речи (разборчивость, некомпенсирующаяся усилением интенсивности). Нарушение восприятия недифференцированной речи (HP) и порога 10%-ной разборчивости шло пропорционально нарушению слуха к тонам в диапазоне 1000-2000 Гц при условии установления порогов для обоих видов сигналов в дБ относительно данных первой возрастной группы.
Небольшие нарушения восприятия начинали проявляться в 30—40 лет. Однако достаточно заметными они были у людей старше 60 лет (рис. 1). Сдвиг кривых разборчивости у людей старше 70 лет по отношению к кривым у людей 16—19 лет составлял на уровне HP 24,6 дБ. Нарушение различения речи у людей старческого возраста, отражающее явление фонемической регрессии, проявлялось в виде незначительного увеличения диапазона разборчивости (ДР). Если у людей первой возрастной группы ДР составлял 27,9 дБ, то старше 69 лет —32,2 дБ. Следует отметить, что у людей старческого возраста ДР рассчитывали лишь для случаев, где устанавливался уровень 90—100% разборчивости.
Кривые нарастания разборчивости звонкой (разговорной) речи у людей различных возрастных групп: а — построенные по экспериментальным данным. Пунктир — уровни разборчивости, устанавливающиеся не во всех случаях- справа по оси ординат — разборчивость речи при максимальном (110 дБ) усилении аудиометра- б — кривые, построенные по расчетным данным- в — усредненные тональные аудиограммы (внизу значения ДПС для людей старше 70 лет). На аудиограммах порядковые номера возрастных групп: 1 — 16—19- 2 — 20—29- 3 — 30—39- 4 - 40—59- 5 — 60—69- 6 — 70 лет и старше. По оси ординат речевых аудиограмм — разборчивость слов (W) в процентах: по оси абсцисс — интенсивность речи в дБ: (1) — при отсчете от уровня восприятия недифференцированной речи у людей 16—19 лет- Р — от уровня 2х10—5 Па.
Рис. 1. Кривые нарастания разборчивости звонкой (разговорной) речи у людей различных возрастных групп: 
а — построенные по экспериментальным данным. Пунктир — уровни разборчивости, устанавливающиеся не во всех случаях- справа по оси ординат — разборчивость речи при максимальном (110 дБ) усилении аудиометра- 
б — кривые, построенные по расчетным данным- в — усредненные тональные аудиограммы (внизу значения ДПС для людей старше 70 лет). На аудиограммах порядковые номера возрастных групп: 1 — 16—19- 2 — 20—29- 3 — 30—39- 4 - 40—59- 5 — 60—69- 6 — 70 лет и старше. 
По оси ординат речевых аудиограмм — разборчивость слов (W) в процентах: по оси абсцисс — интенсивность речи в дБ: (1) — при отсчете от уровня восприятия недифференцированной речи у людей 16—19 лет- Р — от уровня 2х10—5 Па.
Более наглядным показателем фонемической регрессии у стариков явилось частное неустановленне высоких уровней разборчивости. У людей старших возрастных групп нередко отмечался феномен «парадоксальноного падения разборчивости» речи при максимальном для аудиометра усилении (110 дБ). Это приводило к тому, что средний уровень разборчивости при указанном усилении составлял у людей 60—69 лет 83%, а старше 70 лет — 64%.
С возрастом увеличиваются не только средние значения речевых порогов, но и их разброс.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о возрастном прогрессирующем ухудшении речевого слуха, проявляющемся прежде всего в нарушении восприятия речи. Этот вид нарушений компенсировался усилением интенсивности речевого сигнала и графически проявлялся сдвигом артикуляционной кривой вправо по горизонтали. Фонемические слуховые расстройства, вопреки ожиданиям, нарастали с возрастом незначительно. Этот вид нарушений проявлялся в неустановлении высоких уровней разборчивости, в некотором увеличении ее динамического диапазона, умеренном несоответствии экспериментальной и расчетной разборчивости (см. рис. 1). В частности, измеренная разборчивость на уровне 70-80% у людей 60—69 лет устанавливалась при интенсивности на 3—5 дБ выше, чем расчетная.
Кроме того, у людей пожилого и особенно старческое возраста редко определялись высокие (85—100%) уровни разборчивости. По расчетным же данным, эти уровни, хотя и асимптотически, но устанавливались.
Лопотко А.И., Плужников М.С., Атамурадов М.А.
Старческая тугоухость (пресбиакузис)

Похожее