Непреобразованная речь при диотическом представлении стимулов

В основе метода лежит представление о взаимосвязи функций различных рецепторных систем, а также функций разных звеньев одной и той же системы (И. В. Белов, 1963- К. Л, Хилов, Н. А. Преображенский, 1965). Свои исследования мы проводили на аудиометре АР-03, применяя в качестве речевых стимулов фонетически сбалансированные таблицы слов звонкой речи. По ходу исследований сигналы предъявляли монотически и диотически. Напомним, что при монотическом представлении сигнал подается только на одно ухо- при диотическом — один и тот же стимул на оба уха- при дихотическом — на оба уха подаются различные стимулы (J. С. Licklider et al., 1951). Оценку речевого слуха начинали с установления уровня 50%-ной разборчивости на одно, а затем на другое ухо при монотическом предъявлении стимулов. При сохранении этих же условий определяли бинауральную разборчивость при диотическом представлении стимулов.
При отборе испытуемых мы руководствовались предположением, что для «чистой» формы пресбиакузиса патогномоничным признаком являются симметричные для обоих ушей тональные рельефы. В связи с этим лиц с асимметричной тональной аудиограммой из дальнейших исследований исключали. При оценке бинаурального слуха у лиц старческого возраста в качестве контрольной группы брали молодых людей, страдавших различными формами нейросенсорной тугоухости (постинфекционные и медикаментозные невриты слуховых нервов), у которых, по данным предварительных измерений, тональный рельеф был схож и имел нисходящий к высоким частотам характер.
Анализ полученных данных позволил сделать заключение об отсутствии специфических особенностей в характере бинаурального взаимодействия у людей старческого возраста. Для обеих групп исследуемых, страдающих нейросенсорной тугоухостью, при отсутствии асимметрии слуха между правым и левым ухом отмечен небольшой прирост бинауральной разборчивости над моноауральной. Различным здесь был лишь более выраженный разброс данных в группе лиц со старческой тугоухостью. Так, для людей молодого возраста, страдающих звуковоспринимающей тугоухостью, этот прирост составил 20±0,9%, а для отологически здоровых лиц старческого возраста — 19± 1,5%.



Таким образом, результаты наших исследований не выявили каких-либо особенностей в характере бинауральной разборчивости при пресбиакузисе в сравнении с другими формами нейросенсорной тугоухости при ее симметрии на оба уха. В этом отношении наши данные несколько расходятся с данными В. А. Сяргавы и соавт. (1973), отметивших, что прирост бинаурального слуха при пресбиакузисе выше, чем при других формах нейросенсорной тугоухости. Оценить данные этих авторов трудно, поскольку они не сообщают, насколько асимметричен был тональный рельеф у их испытуемых. Можно предполагать, что этот тип бинаурального взаимодействия органов слуха, который определяют как «тормозной», наблюдается в основном при асимметричном слухе (И. М. Белов, 1963- С. Н. Хечинашвили, 1963).
Лопотко А.И., Плужников М.С., Атамурадов М.А.
Старческая тугоухость (пресбиакузис)

Похожее