Лютеинизирующий гормон лг. Рецепторы к фсг и лг, эндогенные опиоиды
Лютеинизирующий гормон (ЛГ) — гликопротеин с молекулярной массой 29 000 Да. Как и ФСГ, ТТГ или ХГЧ, он состоит из а- и b-субъединиц (b-ХГЧ). а-Субъединица идентична таковым ФСГ, ТТГ и ХГЧ. b-ХГЧ содержит 121 аминокислоту и 1-2 остатка сиаловых кислот.
Лютеинизирующий гормон (ЛГ) синтезируется в передней доле гипофиза. Из-за незначительного содержания сиаловых кислот он быстро выводится из кровотока почками и печенью, поэтому ЛГ синтезируется быстро, а пики его происходят с большей амплитудой по сравнению с ФСГ. Предполагают, что запасы ЛГ в гипофизе полностью обновляются 1-2 раза вдень.
Сывороточная концентрация лютеинизирующего гормона (ЛГ) начинает повышаться за несколько дней до начала менструации. В фолликулиновую фазу она очень плавно возрастает. В отличие от ФСГ, содержание ЛГ сыворотки крови резко повышается в позднюю фолликулиновую фазу, превосходя концентрацию ФСГ на 9-10-й дни цикла. Пик ЛГ в середине цикла сменяется стабильным снижением его концентрации до минимума в середине лютеиновой фазы.
Рецепторы к ФСГ и ЛГ
Эффекты лютеинизирующего гормона (ЛГ) и ФСГ опосредуются G-протеиновыми рецепторами клеточной мембраны. Рецепторы к ЛГ в организме обнаружены только на тека-лютеиновых клетках яичника. Стимуляция этих рецепторов повышением активности фермента цитохрома Р450с17 (17-гидроксилазы и 17,20-лиазы) на тека-лютеиновых клетках, приводящая к активации аденилатциклазы и цАМФ-зависимых протеинкиназ, увеличивает синтез андростендиона и тестостерона.
Рецепторы к ФСГ находятся исключительно на гранулезных клетках яичника. ФСГ связывается с рецепторами на поверхности гранулезных клеток антральных фолликулов. Как и в случае с ЛГ, эффекты ФСГ реализуются через цАМФ-зависимые протеинкиназы. Под действием ФСГ андрогены, синтезируемые в ответ на стимуляцию ЛГ, превращаются в гранулезных клетках в эстрогены путем ароматизации.
Эндогенные опиоиды
Эндогенные опиоиды — седативные наркотические вещества естественного происхождения, синтезируемые в головном мозге, строение и эффект которых сходны с опиумом. К эндогенным опиоидам относятся энкефалины, эндорфины и динорфины. Они влияют на синтез каждого из гипофизарных гормонов, воздействуя на гипоталамические структуры. Важнейший эффект опиоидов — ингибирование секреции гонадотропинов посредством подавления высвобождения ГнРГ.
Концентрация опиоидов — важный фактор регуляции менструального цикла. Минимальное содержание эндорфинов отмечают в ранней фолликулиновой фазе (во время менструации), затем оно постепенно возрастет до пиковой концентрации в лютеиновую фазу в ответ на подъем концентрации эстрогена и прогестерона. Считают, что опиоиды опосредуют отрицательную обратную связь между содержанием яичниковых стероидов и высвобождением гонадотропинов, особенно в лютеиновую фазу цикла.
Эндогенные опиоиды, по-видимому, играют ключевую роль в развитии гипоталамической аменореи. Назначение женщинам с такой патологией антагонистов опиоидных рецепторов (например, налтрексона) приводит к восстановлению овуляторного менструального цикла и даже (в некоторых случаях) способности к зачатию. У женщин со стрессовой аменореей обнаруживают повышенные концентрации гипоталамического кортиколиберина и гипофизарного кортикотропного гормона, что проявляется в виде гиперкортицизма. Пептид-предшественник кортикотропина проопиомеланокортин также является и предшественником эндорфина. Предполагают, что стрессовая аменорея наступает в результате ингибирования ГнРГ, вызванного повышением образования эндогенных опиоидов.
Количество опиоидов также повышается при физических нагрузках (так называемая эйфория бегуна), что может вносить определенный вклад в развитие гипоталамической аменореи у спортсменок.