Спортивное подводное плавание. Дифференциация декомпресионных нарушений
Как правило, лечение военно-морских и промышленных водолазов проводят безотлагательно в компрессионных камерах на месте проведения подводных работ. В случае появления декомпрессионной болезни при погружениях методом насыщения или экскурсиях в состоянии насыщения тканей организма нейтральным газом водолазов держат в камере до полного выздоровления.
С 1950 г. получает развитие спортивное подводное плавание. Спортсмены-подводники, использующие автономные дыхательные аппараты, отличаются по возрасту, специальной подготовке, образованию, отношению к строгому соблюдению установленных режимов декомпрессии, уровню физического состояния и физической подготовке. Поскольку спортсмены-подводники нередко проводят погружения в местах, отдаленных от рекомпрессионного оборудования, то в случае заболевания до начала лечения у них проходит много времени пока они будут доставлены до мест, где им смогут оказать медицинскую помощь.
Компрессия является настолько специфическим средством лечения болезни декомпрессии и газовой эмболии артерий, что в сомнительных случаях она показана как пробная процедура. Пренебрежение этой процедурой может стать непоправимой ошибкой. И, наоборот, применение компрессии при других состояниях организма вряд ли может нанести необратимый вред.
Наиболее общеизвестными из декомпрессионных нарушений у водолазов являются болевые симптомы в суставах конечностей, этиология которых вносит ряд сомнений в диагностику заболевания. Очень часто боль в суставе или зокруг него ошибочно считают последствием локального ушиба во время погружения.
Единственный способ поставить точный диагноз состоит в снятии боли путем погружения водолаза в компрессионной камере. Боль в суставе во время декомпрессии или после погружения надо рассматривать как декомпрессионно обусловленную до тех пор, пока с помощью компрессии не будет доказано обратное.
Интенсивная загрудинная боль, одышка и цианоз, наблюдаемые во время приступов удушья декомпрессионного происхождения, могут симулировать инфаркт миокарда. У занимающихся подводным плаванием, спортсменов и ученых-исследователей старшей возрастной группы можно на самом деле ожидать возрастание числа случаев инфаркта миокарда.
Но, с другой стороны, тенденция пострадавших с респираторной формой болезни декомпрессии к быстрому ухудшению состояния и развитию сосудистого шока диктует немедленно начать лечение в камере без какого бы то ни было промедления, необходимого для диагностического обследования. Если диагноз респираторной формы болезни декомпрессии правильный, то эта лечебная процедура может спасти больному жизнь.
У редко встречающихся больных, у которых в самом деле имеет место инфаркт миокарда, интенсивная терапия может быть и отсрочена, но в случаях, в которых есть основания для сомнений при постановке диагноза, компрессии должно быть отдано предпочтение.
Существует множество описанных случаев, которые служат примером опасной потери времени при диагностике. Так, предполагают травму спинного мозга для объяснения видимых симптомов его сдавления, а в действительности симптомы являются следствием болезни декомпрессии- ищут внутрибрюшные причины для объяснения корешковых болей, которые также обусловлены болезнью декомпрессии.
Полное клиническое обследование и интенсивная терапия могут быть предприняты во время нахождения водолаза под давлением в камере. В некоторых случаях у тяжелобольных с явными симптомами воздушной эмболии сосудов головного мозга в спинномозговой жидкости обнаруживалась кровь, что предполагало наличие цереброваскулярных нарушений. Однако из исследований на животных известно, что кровоизлияние в мозг может стать следствием воздушной эмболии артерий.
У больных, которые подвергались компрессии в связи с явными приступами удушья или симптомами воздушной эмболии сосудов головного мозга, при тщательном обследовании грудной клетки в условиях повышенного давления можно выявить пневмоторакс.
Источник: http://meduniver.com