Обезболивание при травмах и боли в условиях скорой помощи. Обезболивающие средства

Применение анальгетиков, гипнотических средств, ингаляционных и внутривенных анестетиков

Для обезболивания в условиях скорой помощи принципиально применимы анальгетики, гипнотические средства, ингаляционные и внутривенные анестетики.

Разнообразные блокады с использованием местноанестезирующих средств (новокаин, лидокаин, тримекаин) принципиально возможны в специализированной машине скорой помощи, их выполняет врач с помощником.

Они патогенетически оправданы при повреждениях конечностей, таза и достаточно эффективны, но мало практичны, так как способны сильно задерживать транспортировку.

Из анальгетиков общего действия широко распространен и доступен промедол (зарубежный аналог долантин). Препарат применяют на догоспитальном этапе при травмах в дозе 50—100 мг. При нормоволемическом статусе практически не влияет на уровень кровяного давления, но при шоковом состоянии усугубляет гипотензию и в качестве условия для применения требует инфузионной терапии.

Нарушение процессов периферической перфузии при шоке и соответственно всасывания из мышц и подкожных жировых депо оправдывает только внутривенный путь введения. При этом необходимы большое разведение (на 20—40 мл) ограниченной дозы (до 50 мг) и медленный темп вливания в вену. Лучше повторно применить малые дозы анальгетика, чем при использовании большой получить апноэ, рвоту, тошноту.

Можно также назначать морфин (5—10 мг), петидин (1 мг/кг) и другие наркотические анальгетики. Диподолор (перитрамид) в общей дозе 5 мг обладает мягким длительным действием, редко вызывает тошноту и рвоту. Любой анальгетик, примененный на догоспитальном этапе, способен замаскировать клинику внутриполостных повреждений. Поэтому прежде чем принять решение об их введении, следует достоверно и полностью исключить внутрибрюшную катастрофу.

Таблица 2. Сравнительная характеристика фармакологического действия средств, применяемых для догоспитального обезболивания при травмах

Препарат

Анальгетическая доза (внутримышечно)

Депрессия дыхания

Эквивале­нтная доза морфина, мг

Продолжи­тельность действия

Морфин гидрохлорид

5—10 мг

+ + +

1

Видео: Салфетка Эплан - средство лечения, быстрое заживление ран, травм, ожогов, ушибов, ссадин на коже

3—4 ч

Петидин *

1 мг/кг

+ +



10

2—4 ч

Долантин

50—100 мг

+ +

11

2—4 ч



Пентазоцин

0,4 мг/кг

+

3

3—4 ч

Фортрал

15—30 мг

+

3

3—4 ч

Кетамин **

Видео: Обезболивающий компресс/первая помощь в домашних условиях

0,5—1 мг/кг

Видео: Болит перелом стопы ноги (костей ступни). Лечение и ускоренное заживление с аппликатором Полимедэл

4,4

45 мин — 1ч

Кетанест

30—40 мг

0

Видео: Набор медицинский противошоковый. ЗАО “НПФ” ТРАНCМЕДТЕХ”


45 мин — 1ч


* При внутривенном введении используют полдозы и менее- при шоке дозу препарата еще более сокращают («поправка на шок»), учитывая индивидуальное действие препарата.
** При внутримышечном введении 1,5 мг/кг длительность действия составляет 15 мин- при внутривенном введении первая доза — 30 мг, затем препарат вводят капельно в виде 0,1% раствора из расчета 0,4— 1мг/( кг*мин).


Для лечения психомоторного возбуждения и подавления чувства страха показаны седуксен, дроперидол, фентанил, оксибутират натрия. Применение дроперидола опасно из-за его выраженного влияния на а-адренорецепторы периферических сосудов (опасность гипотензии). Впрочем, применение остальных психотропных агентов требует повышенной осторожности, так как они потенцируют действие алкоголя и также могут вызвать длительную неуправляемую гипотензию.

Как и при использовании наркотических анальгетиков, необходимо помнить, что значительная продолжительность действия любого седативного средства затрудняет последующую диагностику в стационаре, а это обстоятельство в свою очередь отодвигает жизненно показанное вмешательство. Бесспорно, важно в наикратчайший срок ликвидировать боль и прервать неблагоприятное действие ноцицептивной импульсации, но еще важнее не допустить грубого искажения клинической картины травмы, особенно актуального при закрытых повреждениях живота, черепа и головного мозга.

По опыту оказания помощи британским военнослужащим в боевом конфликте на Фолклендских островах (1980), внутримышечное введение любых препаратов в период догоспитального обезболивания себя не оправдывает. Основная доза анальгетика поступала в кровоток только после ликвидации периферического спазма сосудов, т. е. после выведения из шокового состояния и согревания, а это было сопряжено с опасностью дыхательной депрессии и требовало введения налоксона.

Оправдался внутривенный путь введения обезболивающих средств в малой дозе (3 мг морфина), применение под язык анальгетика бупренорфина. Внутривенное введение наркотических анальгетиков требовало повышенной осторожности, тщательного подбора дозы и в целом безусловной компетентности медперсонала. С точки зрения угнетающего влияния на дыхание при ранениях и травмах груди из всех анальгетиков наиболее предпочтительным оказался пентазоцин (в дозе 30—60 мг). В случаях чрезмерной болезненности отдельных видов повреждений (ожоги лица, рук) оправдалось добавление к наркотическим анальгетикам малых доз диазепама в дозе 5 мг или ненаркотических анальгетиков (анальгин).

За последние годы широкое распространение для догоспитального обезболивания получил кетамин. Сразу же следует подчеркнуть, что на этапе догоспитальной помощи принципиально следует использовать не анестетический, а обезболивающий эффект кетамина, т. е. применяемые дозы его не должны превышать 0,5 мг/кг [Данилевич Е. А., 1988].

При внутривенном введении препарата тотчас возникает аналгезия, которая продолжается 15—20 мин и к моменту прибытия в стационар уже не способна замаскировать картину внутриполостных повреждений. Если прибегают к внутримышечным инъекциям кетамина в дозе 1,5 мг/кг, адекватной аналгезии достигают лишь через 15 мин, а длительность обезболивающего периода удлиняется до 30 мин. Как показывает опыт, введение кетамина в рекомендуемых дозах при переломах костей, закрытых травмах, ранениях и ожогах српровождается либо полным исчезновением, либо резким уменьшением боли без заметного влияния на состояние сознания.

Изредка развиваются сомнолентность, дезориентация, которые, как правило, исчезают к моменту доставки в стационар. Частота и характер пульса практически не изменяются, артериальное давление повышается незначительно. В малых дозах кетамин не превышает внутричерепного давления, и, следовательно, черепно-мозговая травма не может служить противопоказанием к его применению в догоспитальном периоде.

Тогда в полной мере следует считаться с такими противопоказаниями к использованию этого внутривенного анестетика, как черепно-мозговая травма, алкогольное опьянение, сопутствующая гипертоническая болезнь. Психомоторное возбуждение в фазе выхода из кетаминовой анестезии купируют седуксеном (0,15—0,3 мг/ кг).

Накапливается опыт применения для догоспитального обезболивания трамала — нового сильного анальгетика ненаркотического ряда. Отечественные анестезиологи получили возможность испытать этот препарат при ликвидации последствий землетрясения в Армении в 1988 г. При внутривенном введении препарата в дозе 50—100 мг хороший обезболивающий эффект обеспечивается на 3—4 ч. Трамал не угнетает внешнего дыхания, не отражается на функциональном состоянии системы кровообращения. В табл. 2 представлена сравнительная характеристика фармакологического действия веществ, применяемых за рубежом для обезболивания на догоспитальном этапе [Rust М., Kolb Е., 1981].

Среди средств и методов догоспитального обезболивания следует остановиться на новой перспективной группе препаратов, наиболее ярким представителем которой является нальбуфин (нубаин). Препарат является частичным агонист-антагонистическим опиоидом и характеризуется отчетливым обезболивающим, седативным эффектом и ограниченным угнетающим влиянием на дыхание.

К другим положительным его свойствам относятся гемодинамическая стабильность, небольшая вероятность адверсивной реакции и малая наклонность к привыканию. При назначении препарата в дозе 0,15—0,3 мг/кг для взрослых его болеутолящий эффект эквивалентен действию 10 мг морфина. Благодаря благоприятной фармакодинамической характеристике, невыраженным свойствам к привыканию нальбуфин в последние годы считается перспективным средством для целей военной медицины и неотложной помощи.

D.С. Key (1990) применил метод анальгоседатации с введением нальбуфина при оказании неотложной помощи на догоспитальном этапе 85 пострадавшим с травмами- у 65 человек нальбуфин комбинировали с мидозалмом в случаях, когда боль и беспокойство были выражены особенно сильно. Сам по себе нальбуфин также обладает сильными седативными свойствами. Оптимальный обезболивающий эффект был достигнут у 72% больных, значительный уровень аналгезии — у 20%- остальные 8% пострадавших нуждались в ультракороткой анестезии, так как они имели переломы со смещением костных отломков.

При внутривенном введении нальбуфин заметно понижает миоклонию, индуцируемую этомидатом, и одновременно усиливает его наркотическое действие на этапе поддержания дыхания до интубации. Из побочных явлений отмечалась боль в зоне внутримышечной инъекции препарата. Никаких нежелательных реакций со стороны гемодинамики не зарегистрировано. Все больные оставались в полном сознании- другие легко выходили из состояния анестезии.

Все возрастающий интерес в хирургии к нальбуфину продиктован широким спектром его потенциальных свойств и возможностей. Он применяется в качестве опиата-антагониста, особенно для нейтрализации фентанила и вызванной им респираторной депрессии при пробуждении от наркоза. Одновременно препарат можно использовать в традиционной технике в комбинации с закисно-азотным наркозом или другими методами ингаляционной анестезии. В целом нальбуфин обладает значительными преимуществами по сравнению с другими опиатами и может применяться в качестве сильного обезболивающего средства с гарантией исключения респираторной депрессии.

Ингаляционные анестетики

Среди средств и методов догоспитального обезболивания ингаляционные анестетики обладают одним важным преимуществом — их действие в основном проходит к моменту доставки пострадавшего в стационар. Одним из первых таких анестетиков, в свое время широко применявшихся в машинах скорой помощи, была закись азота. В смеси с кислородом (1 : 2, 1 : 3) закись азота обладает небольшим отрицательным влиянием на гемодинамику, но часто вызывает сильное возбуждение, крайне нежелательное при травмах в связи с опасностью смещения костных отломков, вторичных повреждений крупных сосудов и нервов.

Кроме того, закись азота обладает малой широтой терапевтического действия и для проведения полноценного наркоза требуется участие опытного анестезиолога. На догоспитальном этапе общую анестезию проводят через маску наркозного аппарата любого типа, который позволяет подключить газопроводящую магистраль от баллона к ротаметру.

Фторотан имеет ценные для анестезии свойства именно на догоспитальном этапе: мощный анестезирующий эффект, быстрое выключение сознания, отсутствие маскирующего влияния на клинику полостных повреждений. К негативным свойствам относятся наличие специального испарителя, необходимость предварительного введения атропина, малая широта терапевтического действия, опасность серьезных расстройств сердечной деятельности (аритмии, фибрилляции). На фоне гиповолемии, сопровождающей практически все серьезные травмы, вдыхание фторотана допускается лишь при условии одновременной инфузии плазмозаменителей, осуществляемой струйным путем.

Метоксифлуран (пентран, ингалан) в субнаркотических концентрациях обладает при травмах хорошим анальгетическим эффектом. Для его ингаляции сконструирован специальный портативный испаритель («Аналгизер», АП-1), удобный для целей догоспитального обезболивания. Аппарат рассчитан на самоаналгезию, поскольку метод предельно прост, безопасен и связан с небольшим расходом анестетика (15 мл на 2—2,5 ч). Его масса не превышает 30 г. В открытом положении бокового отверстия (отверстие разведения) концентрация метоксифлурана во вдыхаемой смеси составляет 0,5 об.%, а в закрытом положении — 0,6 об.%.

Петлей тесемки испаритель фиксируется к запястью руки больного. С наступлением наркозного сна и релаксации мышц рука вместе с аппаратом опускается вниз и самоаналгезия обрывается до момента пробуждения. При такой методике передозировка метоксифлурана исключается, как и его маскирующее влияние на клинику внутриполостных повреждений. В абсолютном большинстве сохраняется словесный контакт с больным. После прекращения вдыхания паров анестетика болевая чувствительность остается пониженной в течение 8—10 мин.

Основной недостаток аутоаналгезии метоксифлураном для догоспитального обезболивания состоит в поздних сроках ее развития — через 5—12 мин после начала ингаляции. Клиника аналгезии меткосифлураном напоминает таковую при ингаляции галогенсодержащих анестетиков: головокружение, шум в ушах, сохранение средней оси для глазных яблок, учащение дыхания (на 5—15 циклов в минуту), неизмененные показатели пульса, артериального давления.

Трилен в концентрации 0,35 об.% во вдыхаемой смеси вызывает аналгезию, а 0,5 об.%—потерю сознания. Он почти не раздражает дыхательные пути, не вызывает возбуждения, не меняет артериального давления, не вызывает рвоты, не огнеопасен. Высокие концентрации (2—3 об. %) вызывают хирургическую стадию наркоза, во время которой могут развиться аритмия, тахипноэ. Аналгезию триленом удобнее проводить с помощью портативного аппарата «Трилан», испаритель которого обеспечивает точную концентрацию анестетика во вдыхаемой среде в интервале от 0 до 1,5 об. %.

Изменять концентрацию анестетика может сам больной, проведя тем самым аутоаналгезию. Иммобилизация при переломах костей и некоторых других видах повреждений — важный элемент обезболивания в широком смысловом значении. Грубые манипуляции и перекладывания пострадавшего могут стать причиной дополнительных повреждений, нередко более тяжелых, чем первичная травма, например нарушение целости спинного мозга при переломах позвоночника или травма магистральных сосудов, нервов при вторичном смещении костных отломков.

В.Н. Цибуляк, Г.Н. Цибуляк
Похожее