Объем помощи и лечение раненых в живот на этапах медицинской эвакуации. Ранение поджелудочной железы
Ранение поджелудочной железы нередко осложняется значительным кровотечением из окружающих железу сосудов и повреждением двенадцатиперстной кишки Подход к железе осуществляется через отверстие, проделанное в желудочноободочной связке. Кровотечение останавливается перевязкой кровоточащих сосудов или наложением обкалывающих швов На место повреждения железы накладывают швы, к месту ранения подводят марлевые тампоны и резиновые трубки.
При значительном загрязнении брюшной полости ее промывают слабым раствором антисептика (фурацилин, сульфамилон), жидкость удаляют с помощью отсоса или марлевых салфеток.
Раны париетальной брюшины должны быть зашиты, в брюшную полость вводят тонкие резиновые или пластмассовые трубки Для вливания антибиотиков, располагая их в отлогих местах и у поврежденных органов. Операционную рану брюшной стенки послойно зашивают наглухо, а если в брюшной полости оставлены тампоны, зашивают до тампонов.
На кожу накладываются провизорные швы. При явлениях разлитого перитонита брюшная полость дренируется в подвздошных областях через дополнительные разрезы и вводятся трубки для постоянного промывания антисептическими растворами и растворами антибиотиков.
Послеоперационное лечение и уход за раненными в живот имеют большое значение в их дальнейшей судьбе. После операции такие раненые нетранспортабельны. Если к концу оперативного вмешательства состояние раненого остается тяжелым, он нуждается в продолжении интенсивной противошоковой терапии и остается па операционном столе или в противошоковом отделении, в его лечении принимает участие врач-анестезиолог.
В раннем послеоперационном периоде важно восполнить кровопотерю, следить за состоянием кислотно-щелочного равновесия, проводя соответствующую коррекцию введением буферных растворов. При выраженном ацидозе следует вводить щелочно-солевые растворы, с целью дезинтоксикации—растворы поливинил-нирролидона, кровь, плазму.
Осуществляется активная коррекция дыхательной недостаточности и ее последствия — гипоксии путем дачи кислорода через носовые катетеры или с помощью масок кислородных ингаляторов. Применение анальгетиков уменьшает боль, снимает скованность и улучшает легочную вентиляцию.
В госпитальную палату оперированные под наркозом должны доставляться после пробуждения, с полностью восстановленным естественным дыханием и без интубационной трубки.
Наиболее частыми осложнениями в послеоперационном периоде у раненных в живот являются разлитой гнойный перитонит, абсцесы брюшной полости (поддиафрагмальные, межкишечные, тазовые), пневмония, эвентрация кишечника, спаечная кишечная непроходимость.
В первые сутки после операции раненые не должны получать пищу- подкожно, внутримышечно и внутривенно, капельно им вводят физиологический раствор хлорида натрия, раствор Рингера, 5%-ный раствор глюкозы — всего до 2—3 л в течение суток.
С целью коррекции белковых компонентов назначают внутривенно, капельно переливание раствора плазмы до 600 мл, альбумина и гидролизатов белка до 1000 мл в сутки.
В первые 2—3 суток раненые получают парентерально по 3—4 л жидкости в сутки, затем (при отсутствии перитонита) дозу уменьшают и постепенно переходят к энтеральному питанию.
При выраженном парезе кишечника обеспечивается постоянная аспирация содержимого из желудка тонким зондом- внутривенно, капельно вливают 3%-ный раствор хлорида натрия 250—300 мл, применяют согревающий компресс на живот, внутримышечно вводят ирозерин, осуществляют поясничную паранефральную блокаду.
Атибиотики вводят внутривенно и внутримышечно, а при оставленных в брюшной полости трубках—и внутрибрюшинно. Раненый должен находиться в постели в полулежачем положении. Ранняя дыхательная гимнастика, анальгетики, антибиотики и сульфаниламидные препараты, активное откашливание мокроты, вибрационный массаж грудной клетки — важные элементы профилактики и лечения пневмоний.
Причиной эвентрации могут быть: нагноение операционной раны, сильный кашель, преждевременная эвакуация, погрешности, допущенные при зашивании раны брюшной стенки, низкое качество шовного материала, истощение раненого. Часто ранним признаком наступившей эвентрации является промокание повязки на животе. Внезапно промокшую повязку не следует подбинтовывать, раненого берут в перевязочную, снимают повязку и в случае выпадения внутренностей тотчас же производят операцию.
Обезболивание может быть местным или общим. Выпавшие кишечные петли вправляют в брюшную полость. Края разошедшейся раны живота стягивают, матрацными или узловыми швами, проводя нити через все слои брюшной стенки и стараясь при этом проколоть ткани подальше от края, чтобы избежать прорезаиия нитей. После этого целесообразно наложить на живот широкую круговую повязку с помощью простыни, полотенца или широкого марлевого бинта.
Острая спаечная кишечная непроходимость проявляется схваткообразной болью в животе, тошнотой, рвотой, вздутием, прекращением отхождения газов, изменением формы живота. При рентгеновском исследовании (обзорная рентгенограмма живота) выявляется вздутие нетель кишечника и появление уровней жидкости (чаши Клойбера). В этих случаях вначале осуществляют консервативные мероприятия: промывание желудка, очистительные и сифонные клизмы, паранефральная новокаиновая блокада, согревающий компресс на живот и др. Если эти процедуры не приводят к желаемому эффекту, не следует терять много времени — нужно приступить к операции релапаратомии, разделить спайки и сращения и устранить препятствие, затрудняющее эвакуацию кишечного содержимого.
К энтеростомии н цекостомии прибегают при длительном парезе кишечника с резким вздутием живота, после безуспешных попыток воссстановить перистальтику кишечника. В этом случае целесообразно в просвет кишки ввести длинную эластическую резиновую трубку с множеством отверстий в стенке.
При разлитом перитоните через несколько отверстий в брюшной стенке верхнего и нижнего этажей в полость брюшины вводят трубки, через которые осуществляется систематическое орошение — промывание антибиотиками с новокаином и антисептиками (раствор сульфамилона).
Раненных в живот после операции при нормальном течении кормят по следующей схеме:
1- е сутки — голод;
2- е сутки — вода и крепкий чай до 3 стаканов в сутки дробными порциями;
3- й сутки — бульон, кисель, 2 яйца в смятку, 25 г сливочного .масла, сладкий чай, вода;
4- е сутки — дополнительно дают слизистые, протертые супы, мясное пюре, манную кашу, компот из протертых фруктов;
5- 7-е сутки — добавляют белые сухари и 50 г сливочного масла.
Эвакуировать раненных в живот после операции без тяжелых осложнений в послеоперационном периоде можно па 10—12-е сутки, эвакуацию вертолетом при удовлетворительном состоянии оперированного иногда можно осуществить на 4—5-й день.
Для предупреждения эвентрации во время эвакуации следует наложить па живот широкую круговую повязку гипсовыми бинтами или марлей.
Специализированная помощь. Такая помощь осуществляется раненным в живот в госпитальной базе фронта в специализированных госпиталях, предназначенных для лечения раненных в грудь и живот и раненых с повреждением мочеполовых органов. Для этой цели используются ХППГ, усиленные торако-абдоминальной группой, в которую входят два хирурга и уролог, или специализированные торако-абдомииальпые эвакогоспитали.
Сюда доставляются раненые, в большинстве уже получившие хирургическую помощь в медсб. Последующее хирургическое лечение в госпитале заключается в лечении возникающих осложнений: перитонита, кишечной непроходимости, межкишечных, тазовых, поддиафрагмальных обсцессов, расхождения раны брюшной стенки и эвентрации внутренних органов, вторичных кровотечений, мочевых затеков, кишечных свищей и т. д.
В условиях современной войны в госпиталь довольно часто могут доставляться раненные в живот и таз, не получившие квалифицированной помощи в медсб, нуждающиеся в неотложных операциях и требующие одновременного выполнения комплекса противошоковых мер.
Организация работы должна предусматривать развертывание в приемно-сортировочпом отделении госпиталя смотровой перевязочной для осмотра раненых с подозрением на эвентрацию и для выполнения неотложных манипуляций (пункция мочевого пузыря и др.).
В отделении для раненных в живот должна быть «чистая» операционная на два стола для раненных в живот, не получивших помощи на предыдущем этапе, и «гнойная» — на один операционный стол, для операций по поводу развившихся инфекционных осложнений.
Создается отдельная палата и отдельная перевязочная для раненых с кишечными свищами- уход за ними требует большого терпения, трудолюбия, а перевязки сопровождаются проведением обширного туалета.
Специализированная хирургическая помощь раненым с повреждением мочеполовых органов осуществляется с участием уролога.
В госпиталях глубокого тыла продолжают лечиться лица, перенесшие ранение в живот, с большими вентральными грыжами, хронической кишечной непроходимостью и часть раненых с образовавшимися кишечными свищами.
А.Н. Беркутов
При значительном загрязнении брюшной полости ее промывают слабым раствором антисептика (фурацилин, сульфамилон), жидкость удаляют с помощью отсоса или марлевых салфеток.
Раны париетальной брюшины должны быть зашиты, в брюшную полость вводят тонкие резиновые или пластмассовые трубки Для вливания антибиотиков, располагая их в отлогих местах и у поврежденных органов. Операционную рану брюшной стенки послойно зашивают наглухо, а если в брюшной полости оставлены тампоны, зашивают до тампонов.
На кожу накладываются провизорные швы. При явлениях разлитого перитонита брюшная полость дренируется в подвздошных областях через дополнительные разрезы и вводятся трубки для постоянного промывания антисептическими растворами и растворами антибиотиков.
Послеоперационное лечение и уход за раненными в живот имеют большое значение в их дальнейшей судьбе. После операции такие раненые нетранспортабельны. Если к концу оперативного вмешательства состояние раненого остается тяжелым, он нуждается в продолжении интенсивной противошоковой терапии и остается па операционном столе или в противошоковом отделении, в его лечении принимает участие врач-анестезиолог.
В раннем послеоперационном периоде важно восполнить кровопотерю, следить за состоянием кислотно-щелочного равновесия, проводя соответствующую коррекцию введением буферных растворов. При выраженном ацидозе следует вводить щелочно-солевые растворы, с целью дезинтоксикации—растворы поливинил-нирролидона, кровь, плазму.
Осуществляется активная коррекция дыхательной недостаточности и ее последствия — гипоксии путем дачи кислорода через носовые катетеры или с помощью масок кислородных ингаляторов. Применение анальгетиков уменьшает боль, снимает скованность и улучшает легочную вентиляцию.
В госпитальную палату оперированные под наркозом должны доставляться после пробуждения, с полностью восстановленным естественным дыханием и без интубационной трубки.
Наиболее частыми осложнениями в послеоперационном периоде у раненных в живот являются разлитой гнойный перитонит, абсцесы брюшной полости (поддиафрагмальные, межкишечные, тазовые), пневмония, эвентрация кишечника, спаечная кишечная непроходимость.
В первые сутки после операции раненые не должны получать пищу- подкожно, внутримышечно и внутривенно, капельно им вводят физиологический раствор хлорида натрия, раствор Рингера, 5%-ный раствор глюкозы — всего до 2—3 л в течение суток.
С целью коррекции белковых компонентов назначают внутривенно, капельно переливание раствора плазмы до 600 мл, альбумина и гидролизатов белка до 1000 мл в сутки.
В первые 2—3 суток раненые получают парентерально по 3—4 л жидкости в сутки, затем (при отсутствии перитонита) дозу уменьшают и постепенно переходят к энтеральному питанию.
При выраженном парезе кишечника обеспечивается постоянная аспирация содержимого из желудка тонким зондом- внутривенно, капельно вливают 3%-ный раствор хлорида натрия 250—300 мл, применяют согревающий компресс на живот, внутримышечно вводят ирозерин, осуществляют поясничную паранефральную блокаду.
Атибиотики вводят внутривенно и внутримышечно, а при оставленных в брюшной полости трубках—и внутрибрюшинно. Раненый должен находиться в постели в полулежачем положении. Ранняя дыхательная гимнастика, анальгетики, антибиотики и сульфаниламидные препараты, активное откашливание мокроты, вибрационный массаж грудной клетки — важные элементы профилактики и лечения пневмоний.
Причиной эвентрации могут быть: нагноение операционной раны, сильный кашель, преждевременная эвакуация, погрешности, допущенные при зашивании раны брюшной стенки, низкое качество шовного материала, истощение раненого. Часто ранним признаком наступившей эвентрации является промокание повязки на животе. Внезапно промокшую повязку не следует подбинтовывать, раненого берут в перевязочную, снимают повязку и в случае выпадения внутренностей тотчас же производят операцию.
Обезболивание может быть местным или общим. Выпавшие кишечные петли вправляют в брюшную полость. Края разошедшейся раны живота стягивают, матрацными или узловыми швами, проводя нити через все слои брюшной стенки и стараясь при этом проколоть ткани подальше от края, чтобы избежать прорезаиия нитей. После этого целесообразно наложить на живот широкую круговую повязку с помощью простыни, полотенца или широкого марлевого бинта.
Острая спаечная кишечная непроходимость проявляется схваткообразной болью в животе, тошнотой, рвотой, вздутием, прекращением отхождения газов, изменением формы живота. При рентгеновском исследовании (обзорная рентгенограмма живота) выявляется вздутие нетель кишечника и появление уровней жидкости (чаши Клойбера). В этих случаях вначале осуществляют консервативные мероприятия: промывание желудка, очистительные и сифонные клизмы, паранефральная новокаиновая блокада, согревающий компресс на живот и др. Если эти процедуры не приводят к желаемому эффекту, не следует терять много времени — нужно приступить к операции релапаратомии, разделить спайки и сращения и устранить препятствие, затрудняющее эвакуацию кишечного содержимого.
К энтеростомии н цекостомии прибегают при длительном парезе кишечника с резким вздутием живота, после безуспешных попыток воссстановить перистальтику кишечника. В этом случае целесообразно в просвет кишки ввести длинную эластическую резиновую трубку с множеством отверстий в стенке.
При разлитом перитоните через несколько отверстий в брюшной стенке верхнего и нижнего этажей в полость брюшины вводят трубки, через которые осуществляется систематическое орошение — промывание антибиотиками с новокаином и антисептиками (раствор сульфамилона).
Раненных в живот после операции при нормальном течении кормят по следующей схеме:
1- е сутки — голод;
2- е сутки — вода и крепкий чай до 3 стаканов в сутки дробными порциями;
3- й сутки — бульон, кисель, 2 яйца в смятку, 25 г сливочного .масла, сладкий чай, вода;
4- е сутки — дополнительно дают слизистые, протертые супы, мясное пюре, манную кашу, компот из протертых фруктов;
5- 7-е сутки — добавляют белые сухари и 50 г сливочного масла.
Эвакуировать раненных в живот после операции без тяжелых осложнений в послеоперационном периоде можно па 10—12-е сутки, эвакуацию вертолетом при удовлетворительном состоянии оперированного иногда можно осуществить на 4—5-й день.
Для предупреждения эвентрации во время эвакуации следует наложить па живот широкую круговую повязку гипсовыми бинтами или марлей.
Специализированная помощь. Такая помощь осуществляется раненным в живот в госпитальной базе фронта в специализированных госпиталях, предназначенных для лечения раненных в грудь и живот и раненых с повреждением мочеполовых органов. Для этой цели используются ХППГ, усиленные торако-абдоминальной группой, в которую входят два хирурга и уролог, или специализированные торако-абдомииальпые эвакогоспитали.
Сюда доставляются раненые, в большинстве уже получившие хирургическую помощь в медсб. Последующее хирургическое лечение в госпитале заключается в лечении возникающих осложнений: перитонита, кишечной непроходимости, межкишечных, тазовых, поддиафрагмальных обсцессов, расхождения раны брюшной стенки и эвентрации внутренних органов, вторичных кровотечений, мочевых затеков, кишечных свищей и т. д.
В условиях современной войны в госпиталь довольно часто могут доставляться раненные в живот и таз, не получившие квалифицированной помощи в медсб, нуждающиеся в неотложных операциях и требующие одновременного выполнения комплекса противошоковых мер.
Организация работы должна предусматривать развертывание в приемно-сортировочпом отделении госпиталя смотровой перевязочной для осмотра раненых с подозрением на эвентрацию и для выполнения неотложных манипуляций (пункция мочевого пузыря и др.).
В отделении для раненных в живот должна быть «чистая» операционная на два стола для раненных в живот, не получивших помощи на предыдущем этапе, и «гнойная» — на один операционный стол, для операций по поводу развившихся инфекционных осложнений.
Создается отдельная палата и отдельная перевязочная для раненых с кишечными свищами- уход за ними требует большого терпения, трудолюбия, а перевязки сопровождаются проведением обширного туалета.
Специализированная хирургическая помощь раненым с повреждением мочеполовых органов осуществляется с участием уролога.
В госпиталях глубокого тыла продолжают лечиться лица, перенесшие ранение в живот, с большими вентральными грыжами, хронической кишечной непроходимостью и часть раненых с образовавшимися кишечными свищами.
А.Н. Беркутов