Система принципов реабилитации в наркологии

Видео: Валерий Халилев

Любая социальная система или структура представляет собой целостное образование, основными составляющими которой являются люди, их связи, взаимодействия, материальная база.

Эта система одновременно и процесс, включающий совокупность взаимодействующих элементов, образующих функциональную целостность, способную к развитию, интеграции, самодетерминированности и адаптации (Г.В.Осипов, 1995).

Такое понимание социальной системы дает основание утверждать, что реабилитация или лечебно-реабилитационный процесс (ЛРП) - это сложная медико-социальная система, в которой объекты (больной или группа больных) и субъекты (персонал, реализующий ЛРП, материальная база и проч.) реабилитации находятся во взаимосвязанных субъект-объектных и объект-субъектных отношениях.

Следовательно, неизбежно определяются объектные (личностные, обусловленные спецификой клинического и социального статуса больного или группы, контингента больных) субъектные (присущие субъектам этой системы) и "комплексные", субъект-объектные основные принципы построения ЛРП.

Объектные принципы построения ЛРП

Они, прежде всего, определяются тяжестью наркологических заболеваний, теми клиническими психосоматическими изменениями, которые характерны для больных алкоголизмом и наркоманиями.

Вместе с тем, они детерминируются и социальным статусом больных, их половозрастными особенностями, социальными нормами, разделяемыми ими, доминирующими ценностными ориентациями, индивидуальными особенностями и т.д.

В качестве основных объектных (личностных) принципов построения ЛРП нами выделены: согласие на лечение, ответственность, отказ от употребления ПАВ, аксиологичность (ценностные ориентации). Реализация этих принципов не только позволяет начать процесс лечения и реабилитации, но и надеяться на положительный результат функционирования созданной системы - на возвращение (реинтеграцию) реабилитируемого в семью и общество.

Согласие - это такое поведение больного, когда он добровольно, недобровольно (по принуждению) или добровольно-принудительно подтверждает свое участие в лечебно-реабилитационном процессе. В любом случае согласие пациента всегда детерминировано различными внутренними (внутриличностными) и внешними (межличностными, социальными) факторами и поэтому лишь условно может базироваться на свободе индивидуального выбора.

Можно говорить о добровольном согласии больного на лечение и реабилитацию, если оно, в основном, опирается на осознанное, глубоко личностное, активное его желание избавиться от зависимости от ПАВ и вернуться к общественно полезной деятельности - учебе или труду.



В этом случае мы констатируем добровольно-реальное согласие. Естественно, согласие больного на лечение может быть добровольно-формальным - продиктованным желанием улучшить свое психофизическое состояние, отлежаться в больнице, сгладить конфликтную ситуацию и т.д.

Но и такой вид, по сути, условной добровольности может быть использован для осуществления первых этапов психотерапевтической работы, сфокусированной на усилении у больных мотивации на лечение и ресоциализацию, на их переориентацию на более серьезное отношение к болезни, к проблеме в целом.

Собственно реабилитация наркологических больных, в отличие от лечения, не может быть принудительной. Она всегда включает добровольную, осознанную деятельность, ведущую к приобретению или восстановлению таких личностных качеств, как трудолюбие, самодисциплина, ответственность, честность, терпимость, гражданственность и многих других.

Недобровольное или вынужденное согласие на лечение

Недобровольное (по принуждению) или вынужденное согласие больного на лечение предполагает воздействие на него таких мощных внешних социальных факторов, как приговор суда или, в лучшем случае, давление членов семьи больного.



В этом случае больной вынужденно соглашается на лечение, вовсе не преследуя цели окончательно прекратить злоупотребление ПАВ. Соглашательская позиция представляется больному временной, позволяющей в самом недалеком будущем поступать в соответствии со своими желаниями, в том числе с патологическим влечением к "излюбленному" ПАВ, и своими аксиологическими (ценностными) представлениями. ЛРП в этом случае всегда очень сложен, хотя и не безнадежен.

Продолжительное (не менее 3 месяцев) лечение, вовлечение в ЛРП, долгосрочное (не менее года) воздержание от ПАВ могут, по нашим данным, примерно у 10% таких больных позитивно изменять ценностные ориентации и иерархию мотивов. В результате эти, как правило, клинически тяжелые больные постепенно ресоциализируются и возвращаются к нормальной жизни.

Добровольно-принудительное согласие на лечение

Добровольно-принудительное согласие на лечение - это наиболее часто встречающаяся форма объект-субъектных отношений в рамках ЛРП, когда решение о согласии на лечение принимается больным с учетом как внутренних, так и внешних факторов.

Частичное понимание и переживание больными катастрофичности своего болезненного состояния, его связи с разрушением индивидуально значимых нормативных социальных отношений, усиливается внешним давлением на них, порой очень жестким, со стороны родственников и (или) ближайшего окружения.

Без такого воздействия больные не могут и не хотят, в связи с болезненными нарушениями, дать согласие на лечение.

Альтернативное лечение

Одной из форм добровольно-принудительного лечения считается альтернативное лечение, когда больной прямо ставится правоохранительными органами перед дилеммой: лечиться или отправиться в места лишения свободы.

Согласие лечиться, даже при такой форме социального принуждения, позволяет обеспечить достаточный срок интермиссий в течении болезни, а порой приводит к реадаптации и ресоциализации больного. Об этом свидетельствует опыт стран, в которых введено подобное альтернативное лечение.

Проведенное нами исследование 482 больных наркоманиями, преимущественно злоупотребляющих опиатами (героин, отвар маковой соломки, "черняшка") и гашишем, показало следующее: добровольно согласились на лечение 7,2% из них, недобровольно (по принуждению: влияние семьи, администрации по месту работы или учебы, правоохранительных органов) - 14,7%, добровольно-принудительно - 78,1 % больных. Таким образом, добровольно-принудительное согласие на лечение является одной из наиболее часто встречающихся форм включения больных наркоманиями в ЛРП.

Для больных алкоголизмом (693 чел.) соотношение этих показателей оказалось несколько иным: добровольно согласились на лечение 29,7% больных, принудительно - 7,1%, добровольно-принудительно - 63,2%.

Следовательно, у этих больных также преобладает добровольно-принудительная форма согласия на лечение.

Вместе с тем, среди них, по сравнению с больными опийной наркоманией, в четыре раза больше лиц, добровольно соглашающихся на лечение, и в два раза меньше согласившихся на лечение по принуждению.

В.Д. Москаленко
Похожее