Синдром измененной реактивности организма на действие алкоголя
Видео: ФанДетокс - очистка защита и восстановление печени.avi
Клиника синдрома измененной реактивности организма у подростков с алкогольной зависимостью, сформировавшейся при сочетанном употреблении пива и крепкого алкоголя, была представлена симптомами, отражающими изменение толерантности, формы потребления и опьянения, исчезновение защитных реакций при приеме алкоголя.На этапе развития пивного алкоголизма у всех подростков установлены проявления специфических симптомов измененной реактивности в виде избирательного отношения к употреблению пива разных марок, формирования предпочтения употребления пива крепких сортов, проб водки с последующим переходом на этап приема водки и пива.
Клиника синдрома измененной реактивности
Описание клиники синдрома измененной реактивности организма начнем с рассмотрения измененных форм потребления алкоголя. При изучении наркологического анамнеза установлено, что возраст первого употребления пива у подростков 4-й группы составил 10,2±0,6 года. В 1-й группе он был 11,5±0,5 года (р <0,05). Как видно, подростки, которые в последующем переходили на сочетанное употребление пива и крепкого алкоголя, приобщались к приему алкоголя в более раннем возрасте.Этап формирования зависимости от пива у подростков 4-й группы был сходен по клиническим проявлениям с этапом, проанализированным нами у подростков 1-й группы. У всех подростков 1-й и 4-й групп выявлены эпизодические пробы водки в объеме 50—100 мл. Следует отметить, что у подростков 4-й группы (в отличие от подростков 1-й группы) прием водки не сопровождался какими-либо неприятными вкусовыми ощущениями.
Опьянение оценивалось ими положительно, что было связано с яркостью переживания подъема настроения, необычных приятных ощущений изменения состояния («в голову ударило»), либо необычных и привлекательных ощущений внутреннего покоя («расслабило», «тепло внутри стало»).
Подростки в 1-й группе отмечали неприятные ощущения в состоянии опьянения водкой, которые послужили причиной последующего отказа от ее употребления. Анализ анамнестических сведений подростков 1-й и 4-й групп позволяет сделать вывод о том, что последующему переходу к крепкому алкоголю способствует субъективная положительная оценка первых приемов водки.
На этапе систематического приема пива в 4-й группе у подростков формировалось избирательное отношение к пиву нескольких субъективно приемлемых марок с предпочтением пива с большей концентрацией алкоголя, увеличивалась частота приема до 3—4 раз в неделю.
Особенностью данного этапа было изменение структуры мотивов, побуждавших к приему алкоголя. Если на этапе эпизодического употребления ведущей была псевдокультурная мотивация («отметить» праздник, покупку и т.д.), то на этапе систематического приема пива среди них появились мотивы, связанные с потребностями групповых встреч ради приема пива («собраться вечером, чтобы пивка попить»).
Эти изменения мотивации следует рассматривать в качестве проявлений патологического влечения.
Тогда же у подростков 4-й группы зафиксирован переход к потреблению более крепких марок пива, содержавших 7—12 мл абс. алкоголя, рост толерантности до 35 мл абс. алкоголя, а также увеличение количества потребляемого в течение «встречи» пива до 2,5—3,5 л.
У некоторых подростков увеличение объема пива было еще более существенным. Один из обследованных описал это так: «А я и 5 л могу за вечер выпить, если постараюсь старших догонять». Рост опьяняющей дозы, объема потребляемого пива сопровождался постепенной утратой защитных реакций (тошноты, рвоты).
Следует отметить, что все обследованные отмечали, что прием пива вызывает неприятные «ощущения внутреннего переполнения», тяжесть в теле. По примеру старших по возрасту ребят они усиливали состояние опьянения крепким алкоголем. Прием водки в пределах 50-100 мл позволял снизить неприятные ощущения в теле, испытать не только более интенсивную, но и необычно продолжительную эйфорию в опьянении.
В силу преобладания в семьях обследованных гипоопеки вплоть до безнадзорности изменение подростками предпочтения потребляемого алкоголя оказывалось незамеченным их родителями, что способствовало дальнейшему употреблению пива в сочетании с крепким алкоголем.
У подростков 4-й группы отсутствие должного внешнего контроля в сочетании с ранним (10-12 лет) проявлением реакции группирования со старшими по возрасту ребятами способствовало прогрессированию симптомов измененной реактивности. При этом отмечена своеобразная динамика количества потребляемого алкоголя в виде увеличения дозы водки (в пределах 250—500 мл) при сохранении относительно стабильной дозы пива (в пределах 1,5-3 л).
Предпочтительным стереотипом было первоначальное употребление водки с последующим приемом дробных юз (по 250—500 мл) пива. Формирование данного «стиля» потребления алкоголя обусловлено тем, что пиво усиливает и пролонгирует состояние опьянения («полирует»).
Первая проба алкоголя у подростков 4-й группы сопровождалась эйфорией разной степени выраженности. По мере прогрессирования симптомов зависимости отмечено изменение формы опьянения: продление в его структуре дисфорических (озлобленность, недовольство окружающими), дистимических (снижение настроения, неразговорчивость) и эксплозивных (легкая возбудимость, агрессивность, конфликтность) симптомов.
Таким образом, клиника синдрома измененной реактивности организма у подростков с алкоголизмом, развившимся при употреблении пива и крепкого алкоголя, представлена специфическими и неспецифическими симптомами, отражающими изменение формы потребления и опьянения, изменение толерантности, исчезновение защитных реакций.
Динамика формы потребления алкоголя характеризуется симптомами избирательного отношения к пиву разных марок, формирования предпочтительного употребления пива с высокой крепостью, переходом к употреблению пива в сочетании с крепким алкоголем, связанному с новым способом достижения большего эйфоризирующего эффекта в опьянении.
Погосов А.В., Аносова Е.В.