Алкогольная зависимость у подростков при употреблении пива и крепкого алкоголя. Различные состояния

Видео: Алкогольные напитки - как это сделано? Изготовление спиртных напитков. Как это работает

Соматическое состояние

Выглядит старше своего возраста.

Нормостенического телосложения, удовлетворительного питания.

Кожа в области скул пастозна и гиперемирована.

На остальных участках кожные покровы и видимые слизистые обычной окраски и влажности. Периферические лимфоузлы не увеличены. Ритм дыхания правильный.

Частота дыхательных движений 12 в минуту. Тоны сердца ритмичные, пульс 76 в минуту, удовлетворительного наполнения и напряжения, кровяное давление 110/70 мм рт. ст. Живот участвует в акте дыхания всеми отделами, при пальпации безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются.

Симптом поколачивания по поясничной области отрицательный с обеих сторон. При упоминании о пиве произошли изменения соматического состояния, которые проявлялись в учащении пульса до 90 в минуту, покраснении кожи лица, гиперсаливации, сглатывании избытка слюны.

Неврологическое состояние

Лицо симметричное, зрачки округлой формы, их величина соответствует интенсивности освещения. Реакция зрачков на свет живая. Язык располагается по средней линии. Сухожильные рефлексы симметричные, несколько оживленные. Парезов, параличей не выявлено. Мышечный тонус в норме. В позе Ромберга неустойчив.

Отмечается мелкий тремор сомкнутых век, пальцев вытянутых рук. Пальценосовую пробу выполняет неуверенно, проявляется мелкий тремор пальцев при приближении к цели. Походка не нарушена.

Психическое состояние

В беседу К. вступил без затруднений. Быстро адаптировался к незнакомой для него ситуации обследования. Был правильно ориентирован во времени, пространстве и окружающих лицах. Сообщил о понимании направленности обследования на изучение особенностей его психики («проверить, болен или здоров»).

Связал проведение обследования в комиссии экспертов с действиями, совершенными им совместно с братом («нужно узнать, осознавал, что совершаю, или не осознавал»). Утверждал, что считает себя человеком полностью здоровым психически. Основывал свое мнение на том, что никогда ранее к врачам-психиатрам не обращался.

Поведение свое в различных жизненных ситуациях (даже в ситуациях проявления поведенческих отклонений) считал правильным и упорядоченным. Сообщил, что действительно пропускал занятия без уважительной причины, потому что «везде ходил с братом» (посещал кафе, другие питейные заведения, и которых в его компании употреблял алкоголь).

Адресованные вопросы К. понимал правильно. Трудностей при формулировании ответов не испытывал. Отвечал в медленном темпе. В беседе отмечена истощаемость произвольного внимания, которая сочеталась со значительным снижением контроля над проявлением эмоций и чувств.

Это выражалось в более длительном обдумывании ответов, поиске слов для выражения мыслей. Если в начале беседы К. стремился проявить эмоциональную сдержанность, наблюдал за реакциями восприятия предоставляемых им сведений (отражает наличие интереса к складывающемуся о нем впечатлению), то по мере нарастания истощаемости проявились раздражительность, реакции отказа, использование в речи сленговых выражений.

Словарный запас изобилует сленгом лиц, злоупотребляющих алкоголем: «пивасик», «водяра», «пиво без водки — деньги на ветер». При упоминании об алкоголе эмоционально оживлялся, беседовал охотнее, говорил громче, отвечал развернуто. Высказывания сопровождались более активной жестикуляцией, «потягиваниями».

Отметил, что когда «стал пить и водку и пиво», стал хуже учиться и быстрее уставать. Не проявил понимания связи между этими фактами («а я откуда знаю, может это и без причины, а может погода влияет»). Не высказывал намерений полностью прекратить прием алкоголя, а также внести какие-либо существенные изменения в свою жизнь: вернуться к обучению в училище, начать посещать спортивную секцию. Не собирался обращаться за помощью к наркологу: «Это еще зачем? Я не пью, а выпиваю!!! А выпивают сейчас все, даже дети».



О правонарушении, в котором он подозревался, сообщил, что вместе с братом в квартире употребляя спиртные напитки, выпил 1,5 л пива. Когда спиртное и деньги закончились, брат предложил забрать телевизор из комнаты отца. Дверь открыли, забрали телевизор, который в тот же день продали какому-то мужчине у магазина «Шанс» за 1,5 тыс. руб.

Полученные деньги потратили на «развлечения всякие — пиво пили, в пиццерии сидели». Критики к совершенному деянию не проявил: «Ну и что? У отца же пенсия по инвалидности. Он может себе еще один телевизор купить».

Результаты экспериментально-психологического обследования. К экспериментально-психологическому обследованию К. отнесся с незначительным интересом, пассивно подчинившись необходимости его проведения. Словесные инструкции выслушивал, проявляя недостаточную организацию произвольного внимания, отвлекаясь на стимулы из внешней среды.

Несмотря на невысокий интерес к обследованию, К. усваивал инструкции после их первого предъявления. Отмечено постепенное снижение работоспособности по мере выполнения заданий. В ряде случаев при регистрации ответов был небрежен, что свидетельствовало о косвенном противодействии процедуре обследования.

Обнаружены проявления экзогенно-органического патопсихологического симптомокомплекса — снижение концентрации и переключаемости внимания, механической и логической памяти, нарушения операциональной стороны мышления в виде снижения обобщения, динамики мышления и его критичности.

Личностные особенности характеризовались изменением направленности в виде преобладания естественных потребностей, недостаточной искренностью, неизбирательностью в контактах, реакциями группирования преимущественно с людьми старшего возраста, чувствительностью к внешним воздействиям, ранимостью в отношении критических замечаний, склонностью к переменам эмоций и настроения со снижением контроля над их проявлением в поведении, наличием в поведении вербальной агрессии, преимущественно защитно-ответного характера. Перечисленное свидетельствовало о личностно-аномальном патопсихологическом симптомокомплексе.

Катамнез

Был осужден к обязательным работам, наказание отбыл. Продолжал злоупотреблять алкоголем, в течение 2008 г. неоднократно задерживался милицией в состоянии опьянения. Переведен из училища в вечернюю школу. Занятия не посещал, был оставлен на повторное обучение в 11-м классе, затем забрал документы из школы.



Ежедневно употреблял алкоголь, наблюдалось псевдозапойное пьянство. С 2008 г. состоит на учете в областном наркологическом диспансере с диагнозом «синдром зависимости вследствие употребления алкоголя, средняя стадия». Неоднократно для лечения абстинентного синдрома обращался в наркологический диспансер.

Ремиссии неустойчивые, сразу после выписки домой возобновлял прием спиртного, употреблял пиво, водку, суррогаты алкоголя. Нигде официально не трудоустроен, эпизодически выполняет низкоквалифицированную работу по частному найму на строительных объектах.

Обсуждение

В приведенном наблюдении представлено описание формирования алкогольной зависимости у подростка.

Особенностью течения заболевания стала его этапность. Первым здесь был этап, характеризовавшийся развитием зависимости от пива. Заболевание сформировалось вследствие влияния совокупности биологических, социальных и психологических факторов.

Среди биологических факторов важную роль сыграли наследственная отягощенность алкоголизмом отца, органическое поражение головного мозга как следствие тяжело протекавшей беременности. В дошкольном и младшем школьном возрасте у К. отмечено проявление психопатологических нарушений резидуально-органического круга. Они были представлены церебастеническим синдромом, сочетающимся с аффективными нарушениями в виде высокой чувствительности, раздражительности, плаксивости.

Нарушения центральной нервной системы не были полностью компенсированы, так как необходимого лечения не проводилось. Познавательная мотивация у ребенка изначально была невысокой вследствие трудностей усвоения норм дисциплины, неусидчивости на уроках.

Развитие личности К. проходило в неблагоприятных социальных условиях, связанных с алкоголизмом отца, гипопротекцией со стороны родственников. Значимую роль в приобщении к приему алкоголя сыграли питейные традиции в семье.

Семейное неблагополучие, воспитание в условиях фактической безнадзорности способствовали раннему проявлению девиантного поведения (формирование реакций группирования со старшими по возрасту). Из-за отсутствия у К. устойчивых увлечений основой для группирования стало совместное проведение времени, связанное с приемом алкоголя. Преморбидные особенности личности в виде акцентуации черт неустойчивого типа, любопытства, неизбирательности в контактах также сыграли определенную роль в развитии аддиктивного поведения.

Приведенные индивидуальные особенности К., наряду с отсутствием должного контроля над его поведением, способствовали прогрессированию аддиктивного поведения и быстрому формированию алкогольной зависимости. Эпизодический прием пива происходил во время семейных праздников, в последующем отмечено учащение приема пива и рост опьяняющей дозы до 500 мл.

Постепенное развитие синдрома измененной реактивности проявлялось и исчезновением защитных реакций в виде тошноты и рвоты. Избирательное отношения к пиву у К. складывалось, однако проявить его в полном объеме подросток не смог вследствие того, что употреблял алкоголь в компании старших по возрасту.

Синдром патологического влечения к алкоголю в начале заболевания был представлен поведенческими симптомами в виде стремления к группированию на основе совместного приема алкоголя. По мере формирования зависимости тяжесть проявлений патологического влечения усугубилась за счет полиморфизма симптомов (присоединялись эмоциональные, идеаторные, соматовегетативные компоненты).

Эмоциональные симптомы характеризовались оживлением эмоций, повышением тона голоса, усилением жестикуляции при упоминании об алкоголе. Идеаторные симптомы проявлялись предвкушением приема алкоголя, стремлением поддерживать разговор на темы, связанные с пивом и водкой.

Соматовегетативные компоненты были представлены тахикардией, покраснением кожи лица, гиперсаливацией, сглатыванием избытка слюны.

Поведенческая составляющая синдрома патологического влечения к алкоголю тесно связана с изменениями личности, развивавшимися на фоне зависимости от алкоголя. У К. сформировалась асоциальная направленность личности, проявлявшаяся в устойчивом игнорировании норм морали и закона, совершении административных правонарушений и уголовно наказуемого деяния имущественного характера.

Установлена отчетливая связь между мотивацией преступного поведения и необходимостью поиска денег для реализации патологического влечения к приему спиртного.

Сохранение фактической безнадзорности в сочетании с продолжением злоупотребления спиртными напитками и недостаточной критичностью к негативным проявлениям поведения способствовало совершению общественно опасного деяния.

В структуре психопатологических нарушений АС были представлены аффективные (дистимические, эксплозивные, дисфорические), астенические и апатические симптомы. Сочетание сниженного настроения, озлобленности, конфликтности с раздражительностью, нарастающей слабостью отражает тяжесть АС. Клиника АС у К. была полиморфной, так как проявлялись и соматовегетативные, и неврологические симптомы.

В структуре заболевания обнаружены более тяжелые нарушения, связанные с нарастанием органического психосиндрома (трудности сосредоточения внимания, снижение памяти, эмоциональная несдержанность, психическая и физическая истощаемость), а также выраженные личностные изменения в виде быстрого прогрессирования деградации личности и снижения волевого контроля поведения. Наличие органических нарушений, личностных изменений подтверждено и результатами экспериментально-психологического обследования.

Данные катамнеза свидетельствовали о дальнейшем прогрессировании личностных изменений в виде формирования устойчивых стереотипов асоциального поведения, социальной дезадаптации и тяжелого течения алкогольной зависимости.

Погосов А.В., Аносова Е.В.
Похожее