Клиническая характеристика личностных изменений. Анализ работ о личностных изменениях

Видео: Пример техники по реабилитации наркозависимых

Анализ работ о личностных изменениях

В последние годы появилось большое количество работ, в которых обсуждаются коморбидные (сочетанные) психические заболевания (Ливень Б.Н. и др., 2003- Незнанов Н.Г., Круглое Л.С, 2008- Собенников B.C., Белялов Ф.И., 2010).

Внимание исследователей привлекают вопросы коморбидности психических и наркологических заболеваний, относящихся к числу актуальных проблем клинической медицины (Бохан Н.А., 2001- Менделевич В.Д., 2001- Ерышев О.Ф., 2007- Бохан Н.А., Коробицына Т.В., 2008- Бохан Н.А., Семке В.Я., 2009- ПогосовА.В., 2009- Kertesz C.G. et al, 2006- Rosen CS. etal, 2008).

В национальном руководстве «Наркология» (М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008) полизависимость определяется как заболевание, связанное с употреблением двух или более наркотических средств одновременно или в определенной последовательности, причем ко всем им должна быть сформирована зависимость.

Сочетанное употребление различных ПАВ изменяет клинику заболевания, влияет на темп формирования основных симптомов и синдромов, приводит к более тяжелым социальным и медицинским последствиям (Бохан Н.А., 2002- Рохлина М.Л., Мохначев C.O., 2008- Сыропятов О.Г. и др., 2010).

Врачи, занимающиеся повседневной наркологической практикой, испытывают затруднения при формулировке диагноза в случаях полизависимости. Э.А. Бабаян, М.Х. Гонопольский (1987) во всех случаях алкоголизма, когда больной одновременно принимает наркотические средства, рекомендуют ставить диагноз осложненной наркомании («наркомания, осложненная алкоголизмом»).

Диагноз «полинаркомания» должен базироваться не только на злоупотреблении двумя и более наркотиками, но и на наличии зависимости, особенно от их совместного приема (Личко А.Е., Битенский B.C., 1991). По мнению И.Н. Пятницкой (1975), достоверной для диагностики полинаркоманий может быть только физическая зависимость. А.Е. Личко, B.C. Битенский (1991) подчеркивают, что диагностика полинаркомании наиболее убедительна во время абстинентного синдрома, когда в ее картине сочетаются признаки зависимости от разных веществ.

Учитывая то обстоятельство, что в подростковом возрасте физическая зависимость к двум и более веществам не успевает развиться, диагноз полинаркомании следует считать правомерным и возможным в начальной стадии заболевания — при наличии только психической зависимости.

Выявленные нами психопатологические механизмы формирования пивного алкоголизма, осложненного гашишной наркоманией, у подростков в целом проявляются в создании одним заболеванием (пивной алкоголизм) условий для возникновения другого (гашишная наркомания), в наложении внешне сходных расстройств с усилением их проявлений, взаимовлиянии сосуществующих заболеваний.



При сочетанном употреблении пива и конопли при опьянении у подростков не возникали такие характерные для начальной стадии гашишной интоксикации проявления тревоги, страха, подозрительности. Были не столь выражены аффективные нарушения в виде взрывов хохота, плача, охватывающее курильщиков стремление к действию.

Своеобразие синдрома измененной реактивности организма на этом этапе заболевания проявлялось тем, что рост толерантности касался употребления конопли. При этом толерантность к пиву стабилизировалась. Особенность СПВ при сочетанном приеме пива и конопли — наличие в его клинической картине симптомов, характеризующих влечение к обоим ПАВ.

Своеобразие абстинентного синдрома при сочетанном приеме пива и конопли выражалось значительным удельным весом в его клинической картине психопатологических нарушений (дисфорические проявления — сочетание тоскливого и злобного аффектов, агрессия). Сформировавшиеся личностные изменения у подростков обусловили повышение криминальной активности.



О нарастании социальной дезадаптации и криминальной активности у подростков с пивным алкоголизмом, осложненным гашишной наркоманией, свидетельствовали данные катамнестического исследования. Из 60 обследованных подростков 3-й группы 26 (43,33%) в последующем были осуждены и приговорены к отбыванию наказания в местах лишения свободы.

Наложение внешне сходных расстройств с усилением их проявлений подтверждается тем, что ряд неспецифических симптомов в клинике сочетанной зависимости проявляется чаще. При сравнительном анализе клиники абстинентного синдрома установлено, что дистимические, дисфорические, эксплозивные симптомы при сочетанной зависимости наблюдаются чаще, чем при изолированных пивном алкоголизме и гашишной наркомании.

Утяжеление клиники абстинентного синдрома является следствием взаимодействия двух наркологических заболеваний по механизму патологического синергизма. По сходному механизму формируются и личностные изменения. Наложение внешне сходных проявлений приводит у больных с сочетанной зависимостью к нарастанию расстройств адаптации и усугублению характерологических изменений неустойчивого, истероидного, лабильного и эпилептоидного типов с формированием «специфического типа характера».

Взаимовлияние сосуществующих заболеваний отражается в видоизменении симптомов синдрома измененной реактивности. В структуре смешанного опьянения выраженность эмоциональных проявлений (хохот, плач), свойственных гашишному опьянению, ослабевает, что связано с влиянием алкоголя.

Взаимовлияние сосуществующих заболеваний изменяет структуру поведенческих симптомов патологического влечения. При сочетанной зависимости ослабевает мотивация к изучению рекламы пива, созданию коллекций изображений, видеосюжетов в памяти мобильного телефона, компьютера, изображению символики конопли на школьных принадлежностях.

Формулировка диагноза, по нашему мнению, должна отражать последовательность развития составляющих полизависимость. У обследованных нами подростков именно пивной алкоголизм создал предпосылки для формирования гашишной наркомании, поэтому диагноз звучит следующим образом: «пивной алкоголизм, осложненный гашишной наркоманией» (рис. 3).

Этапность формирования пивного алкоголизма, осложненного гашишной наркоманией, у подростков
Рис. 3. Этапность формирования пивного алкоголизма, осложненного гашишной наркоманией, у подростков


Полученные результаты продемонстрировали существующую в литературе позицию относительно пивного алкоголизма, являющегося «трамплином» для формирования наркомании. В наших наблюдениях в одних случаях пивной алкоголизм послужил «трамплином» для формирования пивного алкоголизма, осложненного гашишной наркоманией.

Более того, в последующем пивной алкоголизм стал «трамплином» для формирования наркоманий, связанных с внутривенным употреблением наркотиков. Из 60 обследованных больных с пивным алкоголизмом, осложненным гашишной наркоманией, как показали результаты катамнестического исследования, 20 человек стали потребителями внутривенных наркотиков: 4 человека — психостимуляторов, 12 человек — кустарно изготовляемых опиатов (отвар семян мака).

Погосов А.В., Аносова Е.В.
Похожее