Эпидемиологические данные пивного алкоголизма у взрослых

Видео: Детский алкоголизм часть 1

В последние годы в России наблюдается тенденция к росту распространенности злоупотребления алкоголем в подростковой и молодежной среде, причем предпочитаемый вид спиртных напитков — пиво (Ойхер Д.Я., 2005- Кошкина Е.А. и др., 2007- Новикова Г.А., 2007- Егоров А.Ю., 2008).

Эту тенденцию подтверждают также данные А.П. Федулова (2009), который при анализе структуры потребляемых напитков установил, что пиво занимает первое место среди всех потребляемых учащимися напитков как в Москве, так и в России в целом.

Статистические данные свидетельствуют о том, что за период с 1997 по 2005 г. производство пива в Российской Федерации увеличилось в 4 раза, а его потребление — почти в 3 раза и составило 62 л на человека и год.

Уровень производства и потребления водки и ликеро-водочных изделий за этот период почти не изменился.

Причины роста потребления пива

Среди основных причин роста потребления пива среди подростков И.А. Бабюк и соавт. (2010) указывают на высокую его доступность, влияние рекламы, отсутствие выраженных нарушений поведения и работоспособности при употреблении пива, убежденность значительной части населения в безопасности и даже полезности этого напитка.

Проводились исследования по сравнительному анализу психофизиологических эффектов крепких и слабоалкогольных (пиво, джин-тоник) алкогольных напитков, при этом было показано, что легкие напитки так же быстро, как и водка, могут способствовать развитию алкоголизма (Нужный В.П. и др., 2003).

В.П. Нужный и В.В. Рожанец (2007) констатировали, что алкоголизм у лиц, злоупотребляющих пивом, характеризуется высокой прогредиентностью и толерантностью, а также постоянным и интенсивным характером первичного патологического влечения к алкоголю.

Соматическая патология у них обнаруживается на самых ранних этапах заболевания, нередко опережая появление психопатологических расстройств. Вместе с тем у таких больных слабо выражены интеллектуально-мнестические и нравственно-этические изменения личности.

В отличие от общей популяции больных алкоголизмом они длительное время остаются интеллектуально сохранными и профессионально состоятельными. У них значительно реже бывают эпизоды тяжелого алкогольного опьянения и аномального поведения.

Исследование, проведенное А.А. Ковалевым и Ю.В. Валентиком (2007), отражало своеобразие инициальных проявлений пивного алкоголизма у лиц зрелого возраста. Ими было обследовано 78 больных с указанной патологией в возрасте от 18 до 55 лет.

Ранние этапы заболевания

На самых ранних этапах заболевания отмечены преимущественно соматические нарушения, опережающие психопатологические расстройства и имеющие тенденцию к утяжелению при отсутствии адекватной терапии основного заболевания.

А.А. Ковалев и Ю.В. Валентик (2008) подробно описали многообразные нарушения внутренних органов у взрослых, больных пивным алкоголизмом, а именно: патологию печени, варикозное расширение вен и границ сердца, повышенный уровень артериального давления, различные расстройства со стороны половой системы. Было отмечено, что пивному алкоголизму сопутствуют ожирение или дефицит массы тела, мышечная дистрофия, гиперемия и отечность кожи лица, телеангиоэктазии, пальмарная эритема.

Многообразные нарушения функционирования внутренних органов у мужчин, страдающих пивным алкоголизмом, выявлены М.А. Базадзе и соавт. (2009). Описаны патологические изменения биохимического анализа крови, гипертензия, тахикардия, угнетение аппетита.

Установлено, что тяжелые соматические симптомы обусловлены двумя основными факторами — большими объемами выпиваемого пива (до 20—40 л в сутки) и связанной с этим дополнительной интоксикацией веществами, входящими в его состав.



Научные исследования подтвердили возникновение при пивном алкоголизме неврологических нарушений. У лиц, зависимых от пива, при магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга выявили повреждение мозговой ткани в виде центрального понтинного миелинолиза. М.А. Базадзе и соавт. (2009) при обследовании мужчин, страдающих пивным алкоголизмом, были обнаружены цефалгии, нарушения формулы сна, генерализованный тремор.

Г.П. Павловская и Ю.Н. Ружников (2004) на небольшом материале (20 человек) описали несколько форм пивного алкоголизма. Ими выделены три группы больных в зависимости от происхождения и характера форм заболевания. В 1-ю группу вошли лица, употребляющие только пиво на протяжении многих лет в больших дозах, во 2-ю — больные наркоманиями, находящиеся в стадии ремиссии и употребляющие ежедневно пиво в больших дозах, в 3-ю — больные алкоголизмом, перешедшие с приема крепких спиртных напитков на постоянное употребление пива.

По утверждению этих исследователей, употребление при пивном алкоголизме носит постоянный характер. Удлинение периода возникновения I стадии заболевания обусловлено наличием в пиве достаточно высокой концентрации витамина В1, который играет роль протектора, уменьшая токсическое действие этанола.

В частности, В, отодвигает развитие абстинентного синдрома и выраженной психической зависимости от алкоголя. Поэтому больные обращаются за помощью поздно, когда на первый план выступает уже психическая зависимость.

Абстинентный синдром ярко не выражен, поскольку форма употребления постоянная и данный синдром в полной мере проявляется лишь и стационаре на фоне полного отказа от пива. Пивной алкоголизм, как правило, развивается при употреблении крепких сортов пива (от 6—12% и выше) и при высоких ежедневных дозах (5—7 л).

А.А. Ковалевым (2009) отмечено, что осевые клинические признаки пивного алкоголизма [патологическое влечение к алкоголю, алкогольный абстинентный синдром (ААС), алкогольная деградация личности] обусловлены взаимодействием экзогенного токсического фактора с некоторыми преморбидными, биологическими и средовыми параметрами.



Установлено, что развитие ААС происходит в быстром темпе, а его структура отличается высокой степенью тяжести и полиморфизмом клинических проявлений. На II стадии в клинической картине ААС преобладают соматовегетативные и неврологические расстройства, на II—III и III стадиях облигатным становится психопатологический компонент, а соматовегетативная и неврологическая симптоматика носят факультативный характер.

В другой работе автор установил, что на всем протяжении заболевания отмечается трансформация форм злоупотребления пивом. Так, в его дебюте превалируют частые однодневные эксцессы, I—II стадия характеризуется преобладанием псевдозапойной формы, II — постоянным пьянством с высокой толерантностью, а II—III и III стадии — истинными запоями.

У взрослых, больных пивным алкоголизмом, в отличие от общей популяции больных алкогольной зависимостью патологическое влечение к этанолу на всех стадиях болезни постоянно характеризуется высокой интенсивностью, как правило, не сопровождается борьбой мотивов и быстро реализуется. Оно тесно связано с личностным преморбидом.

Наибольшая интенсивность отмечена у больных с неустойчивыми, синтонными, истерическими и возбудимыми характерологическими чертами. В клинической картине алкогольного опьянения отчетливо выражены седативный и эйфорический эффекты, при измененных формах преобладает эксплозивный вариант.

М.А. Базадзе и соавт. (2009) изучены клинико-динамические особенности формирования запойных форм злоупотребления алкоголем при пивном алкоголизме у 45 мужчин в возрасте от 30 до 40 лет. Установлено, что синдром отмены формируется стремительно (у 40% больных в срок до 3 лет).

Желаемой степени опьянения больные достигают употреблением пива в количестве, в 5—10 раз превышающем таковое на этапе систематического злоупотребления. По мнению авторов, у большинства пациентов с пивным алкоголизмом структуру ААС отличают яркость, высокая степень тяжести и полиморфизм клинических проявлений.

Для него характерны боли в области печени, желудка, почек, сердца, головные боли, артериальная гипертензия, тахикардия, электрокардиографические признаки сердечной патологии.

Особенности изменений личности

К специфическим особенностям изменений личности у взрослых больных со сформированной пивной зависимостью, в отличие от общей популяции больных алкоголизмом, они относят сравнительно меньшую выраженность интеллектуально-мнестических нарушений даже на отдаленных этапах заболевания: больные длительное время проявляют относительную интеллектуальную сохранность и профессиональную состоятельность. Клинические проявления личностных изменений находятся в прямой зависимости от преморбидных характерологических особенностей.

Преобладают изменения, связанные с заострением преморбидных черт. Отличительная особенность пивного алкоголизма у взрослых — позднее наступление социальных последствий по сравнению с тяжестью собственно клинических симптомов (синдромов) заболевания.

Заслуживает внимания тот факт, что систематических изысканий клиники пивного алкоголизма у несовершеннолетних, проведенных на репрезентативном клиническом материале и анализирующих в полном объеме основополагающие проявления зависимости, к настоящему времени не проводилось. Вместе с тем в литературе можно встретить немногочисленные исследования, касающиеся описания отдельных симптомов, которые, понятно, не дают целостной картины болезненного процесса.

Так, показана достаточно высокая толерантность к алкоголю у значительной части подростков. По данным А.В. Волкова (2007), более половины из 4500 опрошенных могут выпить одномоментно 500 мл пива и более. В исследовании, проведенном А.В. Худяковым и А.В. Урсу (2008), на способность выпить более 1 л пива указали 9% подростков в возрасте 13 лет, 22% — 15 лет, 42% — 17 лет.

Показано, что предпочитающие легкие алкогольные напитки, в частности, пиво, обычно употребляют их в компании сверстников, на дискотеках, днях рождения, «чтобы утолить жажду летом», достаточно редко в одиночестве (Егоров А.Ю., Игумнов С.А., 2005).

Авторы также обнаружили у подростков, употребляющих пиво, полную анозогнозию и отсутствие желания лечиться. Важным представляется, что более чем у половины обследованных авторы отметили эпизодическое комбинированное употребление алкоголя с наркотическими или токсическими веществами.

Предпочтение при этом отдавалось гашишу (более 50% случаев). Большинство подростков (88,8%) совмещали прием наркотиков именно с легкими алкогольными напитками. Последнее обстоятельство согласуется с данными о значительном числе больных полинаркоманией, а также лиц, употребляющих наркотики в сочетании с преимущественно легкими алкогольными напитками (Савченков С.В. и др., 2000).

Таким образом, анализ специальной литературы свидетельствует о том, что проблема пивного алкоголизма в нашей стране становится все более актуальной, особенно среди подростков и молодежи. Рост числа больных алкоголизмом среди подростков делает эту проблему одной из важнейших, имеющей не только медицинское, но и общегосударственное, социальное значение.

Проводимые научные исследования касались до сих пор преимущественно больных пивным алкоголизмом зрелого возраста. По их результатам его изучения у взрослых установлена несостоятельность мнения о легком течении данного заболевания.

Исследований, посвященных изучению особенностей формирования пивного алкоголизма у подростков, явно недостаточно. Как показывает обсуждение отечественной литературы, имеющиеся сведения касаются в основном эпидемиологических аспектов проблемы. Данных о клиническом своеобразии пивного алкоголизма у подростков немного и носят они разрозненный характер.

Погосов А.В., Аносова Е.В.
Похожее