Первая помощь в педиатрической токсикологии

Особенности эпидемиологии химических болезней у детей

В России никогда не проводили специальные исследования распространенности и причин острых отравлений у детей. Однако имеющиеся отдельные сообщения свидетельствуют о том, что в последние годы частота отравлений среди детей увеличивается, хотя не все случаи регистрируются, так как многих пациентов не госпитализируют в связи с отказом родителей или родственников.

Данные, приведенные ниже, основаны на изучении 10 536 обращений и 6802 клинически наблюдавшихся случаев отравления у детей в возрасте от 1 недели до 15 лет за период с 2002 по 2006 г. в отделении токсикологии детской городской клинической больницы № 13 им. Н.Ф. Филатова г. Москвы (табл. 2).

75—88% всех детских отравлений происходят с детьми в возрасте до 5 лет. Это объясняется большой любознательностью и активностью детей раннего возраста. Они познают мир не только с помощью зрения, слуха, обоняния и осязания, но и с помощью вкуса, поэтому большинство предметов тянут в рот, пытаются попробовать на вкус. Особенно опасен возраст от 1 до 3 лет.

Распределение наших наблюдений по возрасту совпадает с данными большинства европейских авторов. Анализ больных, госпитализированных в отделение токсикологии, позволил выявить следующее. Первый пик кривой приходится на возраст 1—3 года, количество поступивших пациентов имеет тенденцию к росту и составляет от 39,5% в 2002 г. до 54,7% — в 2006 г. Грудные дети (до 1 года) составляют 4,0%. В дошкольном возрасте (4—7 лет) число отравлений уменьшается (10,5%).

Это можно объяснить тем, что дети становятся более осторожными из-за сформировавшегося чувства опасности, у ребят появляются различные интересы, также уже осознанно воспринимаются объяснения взрослых о том, что можно и нельзя. Второй пик наблюдается в возрасте 8—15 лет (37,4%) с наибольшим количеством обращений старших школьников (13—15 лет). В этой группе больных встречаемся как случайный, так и преднамеренный характер приема веществ.

Таблица 2. Количественные показатели основных видов острых отравлений (2000, 2004, 2006 гг.) по данным токсикологического отделения детской городской клинической больницы № 13
Количественные показатели основных видов острых отравлений (2000, 2004, 2006 гг.) по данным токсикологического отделения детской городской клинической больницы № 13

Большинство авторов подчеркивают более высокую частоту отравлений у мальчиков. Это объясняется более высокой активностью мальчиков раннего и дошкольного возраста, их большей любознательностью, двигательной активностью и склонностью к приключениям. В старшем возрасте, наоборот, превалируют девочки.

В наших наблюдениях соотношение между мальчиками и девочками составляет 1,40:1. Однако следует отметить, что в разных нозологических группах и возрастных периодах это соотношение может изменяться. Так, при отравлении психотропными препаратами среди детей в возрасте 1—3 года больше мальчиков (1,30:1), в то время как в старшей группе больше девочек (1:1,76). При отравлении алкоголем чаще госпитализируются мальчики старшего школьного возраста (2,71:1), но при этом наблюдается постепенный рост алкогольных отравлений у девочек.

По сезонному распределению отравлений наибольшая частота отмечается в теплые месяцы года. Однако наши исследования показали, что данная кривая имеет два пика: март—апрель—май и октябрь—ноябрь—декабрь.



Минимальное количество обращений приходится на летнее время, когда дети выезжают из дома.

Тем не менее, если сопоставить количество госпитализаций от вида отравлений, станет очевидным, что максимальное обращение с отравлением уксусной кислотой 70% приходится именно на летние месяцы, а также начало осени (сентябрь, октябрь), что связано с консервированием овощей и грибов в домашних условиях.

Похожая картина наблюдается в группе ядов растительного и животного происхождения, которые носят сезонный характер с максимальным обращением в весенне-осеннее время года.

Преобладающее число пациентов поступают в пятницу—субботу—воскресенье—понедельник. Это, по-видимому, связано с тем, что родители и дети находятся дома и возможен более частый контакт с отравляющими веществами.



В основном детей с острыми отравлениями доставляют бригады «Скорой помощи» или самотеком из дома. За период с 2002 по 2006 г. их доля увеличилась с 67,4% до 75,2%. Помимо этого больные могут поступать из различных лечебных подразделений: стационаров — 4,3%- поликлиник — 2,1%- других отделений больницы — 4,37%.

На долю отравлений, происходящих в школе, приходится в среднем 2,0%, а в детских дошкольных учреждениях (детских садах) — до 1 %.

Особую группу составляют больные, доставленные с улицы (11,2% — в 2002 г., 6,46% — в 2006 г.), и иногородние пациенты (8,6% и 7,39% соответственно). Они часто поступают без сопровождения родственников и подлежат обязательной госпитализации. Кроме того, у иногородних детей, как правило, нет определенного места жительства и в дальнейшем их переводят в специализированные отделения для обследования и возможной реабилитации.

После проведенного лечения 94,3% детей выписываются домой под наблюдение педиатра по месту жительства- 3,13% переводятся в специализированные отделения больницы (хирургического и терапевтического профиля), а 2,45% — в другие стационары.

Все отравления у детей, так же как и у взрослых, подразделяются на случайные и преднамеренные. Анализ историй болезни детей, поступивших в токсикологическое отделение, показал, что в основном прием токсикантов происходит случайно, а основные причины отравления — это:
  • хранение веществ в доступных для детей местах, например в холодильнике;
  • использование для хранения упаковок из-под пищевых продуктов, известных детям;
  • ошибка родителей;
  • игра;
  • самолечение у детей старшего возраста.

Видео: Осторожно! Отравление грибами - что нужно знать? Советы родителям - Союз педиатров России

Однако у детей возможно развитие преднамеренных отравлений, которые могут носить как криминальный, так и суицидальный характер.

Эпидемиология преднамеренных отравлений у детей имеет определенные закономерности. Среди этих пациентов можно выделить возрастную группу риска: подростки 14—15 лет (54,5%). Количество девочек, совершивших суицидальную попытку, превышало количество мальчиков, особенно в возрастной группе 12—15 лет. Прослеживается своеобразная метеопатия суицидальных отравлений по временам года: весной и осенью поток увеличивается, зимой остается на среднем уровне, летом резко снижается.

Наибольшее количество отравлений в течение суток приходится на период с 20 до 24 ч с максимумом в 22 ч. По дням недели — минимальное число наблюдается в пятницу, максимальное — в субботу и воскресенье.

В большинстве случаев единственным способом суицидальных действий было самоотравление. Преобладали отравления лекарственными препаратами (98,3%).

Наряду с отравлением у некоторых подростков имели место другие самоповреждения: в 30% случаев суициденты наносили себе насечки острыми предметами на предплечье, которые не угрожали жизни и здоровью больных. 9% больных совершили суицидальную попытку в состоянии легкого алкогольного опьянения.

Анализ историй болезни больных с суицидальными отравлениями показал, что чаще всего использовались препараты психотропной группы, в основном транквилизаторы и нейролептики. Это связано с их относительной доступностью и широким применением в амбулаторной практике. У детей и подростков выбор препарата был осознанным, так как имел место расчет на прямой и побочный эффект.

На втором месте следовали отравления смесью таблеток, включающей в себя препараты разных фармакологических групп. В этих случаях выбор последних был, как правило, случайным.

Непосредственные поводы суицидальных попыток у детей:

  • актуальный конфликт в семье;
  • конфликт в группе сверстников (с лидером группы);
  • конфликт с педагогами (в школе, спортивной секции);
  • конфликт с любимым мальчиком/девочкой;
  • исключение из школы, неудовлетворительная оценка на экзамене;
  • страх перед серьезным испытанием, экзаменом, ситуацией личной ответственности, наказанием и т.д.

Видео: Неотложная и экстренная помощь в Детской клинике ЕМС

Все эти больные нуждались в проведении психотерапевтической коррекции.

Е. А. Лужников, Г. Н. Суходолова
Похожее