Барьерная функция миндалин. Иммуннологическая роль миндалин
По мнению В. И. Воячека (1933), миндалины выполняют барьерную функцию. При этом он приводит такую схему барьеров: слизистая оболочка, капсула небных миндалин, стенки венозных и лимфатических сосудов, регионарные лимфатические узлы небных миндалин.
Рассматривая вопрос о барьерной функции миндалин, В. Ф. Ундриц и К. А. Дреннова отмечают, что бактерии и токсины, проникая в миндалины через эпителий, встречаются с элементами ретикуло-эндотелиальнои системы и обезвреживаются. При этом в процессе обезвреживания происходит местная выработка антител с медленной иммунизацией оргапизма. Следует, однако, заметить, что характеристика миндалин как компонента ретикуло-эндотелиальной системы, способного к образованию антител, оценивается не единодушно.
Активным сторонником иммунологической роли миндалин является Паркинсон (Parkinson, 1951). Наличие лакун в миндалинах обусловливает задержку, рост и размножение бактерий, которые имеют в лакунах достаточно питательных веществ, необходимую влажность и температуру. Эпителий же лакун по своей структуре допускает возможность осмоса через него антигенов, вырабатываемых бактериями. Антигены, действуя на лимфоциты, стимулируют их к выработке антител. Таким образом, заявляет автор, миндалины можно считать «природными лабораториями вакцин». Он же допускает при этом и следующую возможность: мигрирующие через эпителий лакун лимфоциты могут заключать и себе противотоксические вещества, бактерицидно действующие на микроорганизмы и их токсины, находящиеся в полости глотки.
Основываясь на экспериментальных исследованиях Эриха и Гарриса (Erich и Garrip), изучавших механизм образования антител в лимфоидных тканях, Паркинсон по аналогии с образованием антител в лимфатических узлах допускает, что образование антител в миндалинах происходит главным образом в самом лимфоците.
В последние годы особое внимание исследователей привлекает вопрос о рецепторной функции лимфаденоидного глоточного кольца. До недавнего времени по этому вопросу имелись весьма скудные данные. Еще в 1925 г. Абдергальден (Abderhalden) утверждал, что миндалины абсолютно не воспринимают ни боли, ни холода, ни тепла- отсутствлет в них и тактильная чувствительность.
В 1937 г. Н. Н. Кремнев показал, что небные миндалины человека обладают болевой, термической и тактильной чувствительностью.
В последние годы благодаря исследованиям отечественных оториноларингологов представления о нервных элементах миндалин значительно расширились.
Согласно данным И. Б. Солдатова, лимфаденоидное глоточное кольцо человека содержит сложный нервный аппарат, в состав которого входят различные элементы афферентной и эфферентной иннервации: мякотные и безмякотные волокна и их пучки, нервные сплетения, многообразные нервные окончания, в том числе различного типа рецепторные приборы. В небных и язычной миндалинах, кроме того, постоянно обнаруживаются нервные клетки и нервные узелки. Иногда нервноклеточные элементы встречаются также в глоточной и трубной миндалинах. Содержащиеся в миндалинах нервные клетки обладают признаками вегетативных невронов.
Полиморфизм нервных окончаний, содержащихся в миндалинах, обосновывает положение о многообразии их рецепторной функции и нервнорефлекторных связей с различными органами.
О многообразии форм рецепторных окончаний, найденных в миндалинах, свидетельствуют рисунки.
В небных миндалинах, удаленных по поводу хронического тонзиллита, наряду с нормальными рецепторными окончаниями встречаются и реактивно измененные рецепторные волокна и окончания). Для клиники этот факт заслуживает особого внимания. Еще Б. И. Лаврентьев (1948) отмечал, что рецепция с таких измененных аппаратов должна быть какая-то другая. Здесь уместно напомнить также и указание И. П. Павлова: «Процесс возбуждения, вызванный в нервной клетке, остается в ней очень долго: минуты, часы, дни, а то и годы».
Источник: http://meduniver.com