Значение полиурии при кислородном голодании. Водный обмен в условиях гипоксии
Физиологическое значение полиурии при кислородном голодании в литературе не обсуждалось. Можно полагать, что повышенное выделение воды и, вероятно, растворенных в ней солей связано с нарушениями кислотно-щелочного равновесия при гипоксии. Организм освобождается от воды также через легкие (гипервентиляция, отеки) и кишечник (диаррея), что проявляется соответствующими клиническими симптомами, описанными при высотной болезни и в острые периоды горной (McFariand, Monge и др.).
Суммарная потеря воды достигает значительных величин за довольно короткие сроки. Так, по данным Стикнея (Stickney), крысы на высоте 2400 м в течение 3,5 час. теряют воду на 75%, а на высоте 8500 м — на 180% больше, чем в норме. Следует полагать, что столь значительные потери воды могут привести, особенно при недостаточном поступлении ее извне, к дегидратации. По данным Лоулесса и Ван-Лира (Lawless, Van Liere), у части крыс, находившихся в барокамере 3,5 часа при давлении 379 мм рт. ст., отмечалось уменьшение содержания воды в поперечнополосатой мускулатуре и коже- большая и меньшая степень гипоксии (247 и 564 мм рт. ст.) не приводила к обезвоживанию.
Максимальные потери воды у крыс приходятся на первую педелю непрерывного пребывания их в условиях гипоксии (4600 м), в дальнейшем водоотдача нормализуется (Picon-Reategui et al.). Возможно, что при наступлении адаптации к гипоксии для ликвидации дегидратации подключаются механизмы, ограничивающие выведение воды из организма (Van Liere, Stickney).
Нейросекреторные ядра переднего гипоталамуса очень чутко реагируют на нарушения водного обмена. При гидратации в них наблюдается морфофункциональная перестройка, свидетельствующая о повышенной продукции нейросекреторных веществ- при дегидратации отмечаются признаки угнетения (Gastaldi, Kovacs et al., Campanacci, Войткевич, Овчинникова, Duchen, Sloper, King, Wells, Hit et al., Овчинникова и др.).
Исследования, касающиеся изменений гипоталамо-нейрогипофизарной системы при кислородном голодании, весьма малочисленны.
Э. С. Гульянц и В. И. Гоникман приводят данные о секреторной активности нейронов супраоптического и паравентрикулярного ядер у половозрелых крыс-самцов, находившихся разные сроки (от недели до года) в условиях высокогорья (3500—3600 м). Авторы следующим образом резюмируют работу: в течение первых 2 недель «резко усиливаются секретообразовательные процессы в нейронах с активацией как синтеза, так и особенно оттока нейросекрета»- «напряженное функционирование сменяется истощением» (1-й месяц)- у крыс, забитых через полгода и год, «состояние нейронов характеризовалось развитием рефрактерности» и переходом на новый, по-видимому, более высокий, уровень функционирования, о чем свидетельствует увеличение РНК в нейронах.