Реакция гипоталамуса на гипоксию. Морфология ядер гипоталамуса при кислородном голодании

Р. Т. Бойко изучала реакцию гомориположительных ядер среднего гипоталамуса на острую (4—6-часовая экспозиция в барокамере при остаточном давлении 160—180 мм рт. ст.) и хроническую прерывистую (ежедневное 5—6-часовое содержание в барокамере при остаточном давлении 350—360 мм рт. ст. па протяжении 8, 14 и 30 суток) гипоксию у кроликов на ранних этапах онтогенеза. Автор отмечает, что при острой гипоксии увеличивается содержание нейросекрета в нейронах супраоптического и паравентрикулярного ядер, что, вероятно, следует рассматривать как признак, указывающий па подавление секреторной активности. Хроническая гипоксия задерживала развитие гипоталамических нейросекреторных ядер и сопровождалась гибелью части нейронов.

В опытах Л. Е. Лузан, проводившихся в лаборатории Б. В. Алешина, было обнаружено, что в ответ на массивное кровопускание (вариант гемической гипоксии) у кроликов происходит значительная активация клеток супраоптического ядра. Если животным вводился физиологический раствор, количество которого соответствовало объему извлеченной крови, то реакция со стороны супраоптического ядра отсутствовала. Таким образом, но гипоксия, сопутствующая кровопотере, а связанная с ней дегидратация явилась причиной повышенной функции нейронов.

Аналогичный характер изменений со стороны нейросекреторных ядер переднего гипоталамуса у лиц, умерших от острой кровопотери, наблюдал Б. В. Антипов. Автор отмечает преобладание в «секреторной формуле» ядер гипоталамуса нейронов с морфологическими и цитохимическими признаками, типичными для фаз синтеза и гиперсекреции, при невысоком содержании клеток, находившихся на других фазах секреторного цикла. Этому соответствовало умеренное количество нейросекреторных веществ по ходу гипоталамо-нейрогипофизарного тракта и понижение содержания их в задней доле гипофиза.

Нейросекрет был представлен пылевидной и мелкозернистой (до 0.7 мкм) слабо окрашенной субстанцией с низкой оптической плотностью. По мнению автора, активация функции гипоталамо-нейрогипофизарной системы при острой кровопотере, по-видимому, направлена на развитие защитной вазоконстрикторной реакции периферического сосудистого русла.



В нашем предварительном сообщении (Гринцевич, Медведев) о состоянии гипоталамо-нейрогипофизарной системы у белых крыс, подвергшихся острой гипоксической гипоксии, мы указывали, что содержание животных в барокамере в течение 10—12 мин., 2 и 5 час. (260 мм рт. ст.) не приводит к каким-либо морфологическим сдвигам в нейронах паравентрикулярных ядер. Визуальная оценка состояния элементов, образующих супраоптические ядра, привела нас к заключению о некоторой их активации у группы животных, подвергавшихся гипоксическому воздействию в течение 5 час. В более ранние сроки (1.0—15 мин. и 2 часа) в супраоптическом ядреизменений но обнаружено.

влияние гипоталамуса на гипоксию

Однако при дальнейшем изучении препаратов и применении морфометрических методов исследования было найдено, что статистически значимые сдвиги в сторону усиления функции нейронов супраоптического ядра в группе животных, которыо подвергались 5-часовым гипоксичоским воздействиям, отсутствуют.
В последующем нами было предпринято повторное исследование гипоталамо - нейрогипофизарной системы с более продолжительным гипоксическим воздействием.

Опыты были поставлены на 50 крысах-самцах весом 150—180 г. 20 из них составили контроль, остальные были разделены па 6 групп — по 5 крыс в каждой. Животные первой подопытной группы были забиты после содержания их в барокамере около 15 мин. па высоте 8000 м (острейшая гипоксия). Последующие группы забивались после 1, 2, 3, 5 и 10 ежедневных подъемов на ту же высоту (экспозиция 5 час). Морфологические и морфометрические исследования производились на срезах, окрашенных паральдегидфуксином по Гомори—Габу с докраской азаном по Гейденгайну.



При дифференцировании клеток, составляющих супраоптическое и паравентрикуляриоо ядра, мы использовали схему, предложенную З. Д. Кнорре с соавторами. По этой схеме выделяются 3 основных типа нейросекреторных клеток. Клетки I типа (наиболее крупные) характеризуются высокой активностью синтеза нейросекрета, однако темпы его выведения неодинаковы.

В соответствии с этим различают: клетки 1а типа, наиболее активно выводящие нейросекрет и потому практике ски лишенные его, клетки 1б типа с умеренным темпом выведения нейросокрета и потому содержащих его гранулы в небольшом количестве в перинуклеарной зоне, клетки 1в типа с пониженной активностью выведения нейросскрета и цитоплазмой, переполненной гомориположительными гранулами. Что касается клеток II типа, то они меньше размером, часто имеют вытянутую форму, со значительным количеством нейросекреторного вещества в цитоплазме- полагают, что эта картина отражает состояние пониженной активности как синтеза, так и выведения нейросекрета. И, наконец, к III типу относят дегенеративные («пикноморфные») нейросекреторные элементы.

В норме у крыс преобладают клетки Iа типа- это касается и супраоптического и паравентрикулярного ядра, где число этих клеток одинаково (табл. III и IV). Клетки 16 типа содержатся в большем количестве в паравентрикулярных ядрах. В супраоптических ядрах 6% клеток приходится на «дегенеративные» формы, что, по всей вероятности, представляет артефакт, неизбежно возникающий ввиду травмирования мозга при извлечении его из черепа- в паравентрикулярном ядре, расположенном в более глубоких отделах мозга, такие клетки встречаются редко. У обследованных нами крыс клеток Iв типа практически не было.
Таким образом, у интактных крыс имеется довольно высокая активность нейросекреторных ядер. Наши данные согласуются в этом отношении с результатами исследований других авторов (Кнорре и др., Иванова).

Таким образом, под влиянием кислородного голодания происходит кратковременная перестройка клеточной формулы супраоптического и паравентрикулярного ядер. На первых этапах гипоксичсского воздействия число нейронов с морфологическими признаками повышенного синтеза и выведения нейросекрета уменьшается. Соответственно увеличивается число клеток, менее активных в смысле экструзии нейросекреторных гранул.

Другими словами, организм крысы на первые встречи с гипоксическим стрессором отвечает некоторым снижением активности нейросекреторных ядер. К 3—5-му дню опыта клеточная формула практически не отличалась от нормальной, а у крыс, забитых на 10-е сутки, можпо было отметить слабо выраженную тенденцию к повышению функциональной активности обоих ядер. Реакции со стороны супраоптического и паравентрикулярного ядер происходят синхронно и выражены приблизительно с одинаковой степенью интенсивности.

Источник: http://meduniver.com
Похожее