Функции антидиуретического гормона адг и окситоцина. Диурез при гипоксии
Остановимся кратко на характеристике АДГ и окситоцина, которые выделены из нейросекрета различных отделов гипоталамо-нейрогипофизарной системы, в том числе непосредственно из супраоптического и паравентрикулярного ядер (Melville, Hare, Vogt, Van Dyke et al., Lederis).
В физиологических эффектах АДГ и окситоцина есть много общего, так же как и в их химической структуре. Если в 8-м положении находится аргинин (возможно, также лизин и гистидин), то соединение обнаруживает свойства АДГ (антидиуретическое действие), если лейцин, то проявляются свойства окситоцина (сокращение мускулатуры матки, галактогенное действие).
Однако вазоконстрикторное действие АДГ — вазопрессина выражено слабо и отступает перед его антидиуретическими свойствами (Ginsburg, Brown, Гинецинский). Окситоцин продуцируется и у самок, и у самцов- он обнаружен не только у млекопитающих. Следовательно, действие его вряд ли ограничено только эффектами на мускулатуру матки и молочные железы (Алешин). В больших дозах окситоцин вызывает антидиуретический эффект, в малых — выступает как антагонист АДГ (Savyer).
Под влиянием АДГ эпителий нефронов выделяет гиалуронидазу, которая дополимеризует межклеточные мукополисахариды и нарушает том самым герметичность дистальпых отделов канальцев. Осмотически свободная вода мочи, повинуясь осмотическому градиенту, покидает просвет канальцев, роабсорбируется, осуществляя, таким образом, антидиурез (Гинецинский и др., Закс, Титова).
Есть основания полагать, что АДГ образуется преимущественно нейронами супраоптического ядра, а окситоцин — паравентрикулярного (Adamson et al., Nibbelink, Алешин и др., Алешин).
Кислородное голодание сопровождается изменениями диуреза. Сильветте (Silvoile) наблюдал значительную полиурию у крыс, в течение 3 час. находившихся на высоте 4000 м. Аналогичные данные на тех же животных были получены и другими авторами (Stickney, Van Middlesworth et al.). Исключение составляют опыты Сванна и Коллингса (Swann, Collings), которые не обнаружили изменений диуреза у крыс, поднимаемых на высоту 5500 м. У анестезированных собак гипоксия сопровождается понижением мочеотделения (Van Liere et al., Brassfield, Behrmann, Malmejac).
По мнению Стикнея (Stickney), олигурия имеет место лишь при очень сильной гипоксии. Фергюсон и Смит (Ferguson, Smith) обнаружили ее у ненаркотизированных собак на высоте 9100 м. Аксельрод и Пите (Axel rod, Pitts) отметили полиурию у собак, дышавших газовой смесью с 9.4% кислорода- снижение содержания кислорода до 6.3% сопровождалось падением диуреза до нормы. Изменения диуреза авторы связывают с секрецией АДГ.
Тот (Toth) наблюдал у собак с фистулой мочевого пузыря повышенный диурез при вдыхании газовой смеси, содержавшей 6.5% кислорода. Аналогичные результаты в примерно одинаковых условиях опыта получил на собаках Александер (Alexander, цит. по: Van Liere, Stickney). Новорожденные крысята реагируют на гипоксию олигурией, которая с возрастом сменяется полиурией (Ноу, Adolph).
Результаты исследований, касающихся влияния гипоксии на диурез человека (Стрельцов, Тараоенко, Burill et al., Kleinschmidt, Currie, Ullmann), в общем совпадают с данными, полученными в экспериментах на животных: слабая и средняя степени гипоксии вызывают полиурию, которая нарастает по мере снижения содержания кислорода во вдыхаемом воздухе приблизительно до 12%. Более резкие степени кислородной недостаточности, начиная с 9%-го содержания кислорода, дают противоположный эффект — олигурию.
Изменения диуреза при слабой и средней степенях кислородного голодания гипоксического типа обусловлены, вероятно, тонкими физиологическими механизмами регуляции водно-солевого обмена и, в частности, АДГ. При тяжелой гипоксии, сопровождающейся шоком, на первый план выступают общие и местные расстройства кровообращения, а также деструктивные изменения в почках, которые в совокупности обусловливают олигурию, а иногда анурию (Серов, Соловьева, Пытель, Голигорский, Sarro, Wiktor).