Влияние гипоксии на пинеалоциты. Изменения эпифиза при недостатке кислорода

Уже после первого сеанса гипоксии, продолжавшегося 5 час, отмечалось увеличение размеров ядрышек и такие структурные изменения в части клеток, в результате которых невидимые ядрышки становились различимыми. Одновременно, но в более замедленном темпе, увеличивался объем кариоплазмы. К 3-му дню опыта размеры ядрышек возвращались к норме, точно так же нормализовался и объем ядер, но только к 5-му дню опыта.

На 10-й день структура эпифиза приближается к исходной: даже сосудистый аппарат не реагирует па гипоксию и кровенаполнение органа остается близким к контролю. Отмечается лишь более высокий процент «ядрышкосодержащих» пинеалоцитов. Вероятно, функция эпифиза продолжает осуществляться на более высоком уровне, чем в норме, но обеспечивается это уже не за счет «экстренной мобилизации» (повышение кровенаполнения, гипертрофия ядер и ядрышек), а включением в деятельное состояние большего числа ранее малоактивных «безъядрышковых» пинеалоцитов.

Подведем итоги. Нами показано, что эпифиз — основная часть эпифизарно-субкомиссурального нейрожелезистого комплекса — участвует в реакциях оргапизма на гипоксическую гипоксию. Это участие проявляется в определенных структурных перестройках органа, свидетельствующих о напряжении его сецернирующего аппарата — пинеалоцитов.

На основании данных патофизиологического анализа не представляется возможным решить, усиливается ли при этом выработка всех биологически активных соединений, продуцируемых пинеалоцитами в норме (мелатонин, адреногломерулотропин, серотонип, «антигипоталамиче-ский фактор»), или только части их.

морфология пинеалоцитов


Далее нами будет показано, что при гипоксических воздействиях синхронно с активацией пинеалоцитов происходит угнетение функции клеток нейросекреторных ядер переднего гипоталамуса, а также стимуляция элементов субкапсулярной бластемы, выполняющей роль камбия для клубочковой зоны коры надпочечников. Это дает некоторые основания предполагать, что в условиях гипоксии повышается продукция «антигипоталамического фактора» (точнее — фактора, ингибирующего гомориположительные нейросекреторные ядра переднего гипоталамуса), а также адреногломерулотропина. Разумеется, для подтверждения высказанной гипотезы необходимы дополнительные опыты.

Эпифизэктомия не отражается па устойчивости животных к острой гипоксии. Из этого следует, что ослабление инкреторной активности эпифизарно-субкомиссурального комплекса не играет существенной роли в реакциях организма на острый гипоксический стресс.



При продолжающемся гипоксическом воздействии, в период, когда формируется адаптация организма к недостатку кислорода, морфологические признаки повышенной активности пинеалоцитов сохраняются. Это, вместе с фактом включения эпифиза в реакцию на острое кислородное голодание, свидетельствует об определенном приспособительном значепии инкреторной деятельности пинеалоцитов при гипоксии. Однако в условиях тяжелого острого стресса предполагаемые адаптивные влияния эпифиза перекрываются более мощными механизмами защиты.
Не исключено, что тогда, когда организм уже адаптировался к дефициту кислорода, значение эпифиза как тонкого регулятора гомеостаза возрастает.

Мы установили далее, что внутрибрюшинное введение серотонина существенно увеличивает резистентность к гистотоксической гипоксии и снижает — к гииоксической. Серотопин, продуцируемый эпифизом, способен проникать через гематоэнцефалический барьер. Теоретически можно допустить, что он вызывает некоторые эффекты, присущие этому соединению и имеющие отношение к обмену кислорода (бронхоспазмы, усиление легочной вентиляции и сердечных сокращений, стимуляция кроветворения, повышение проницаемости капилляров и т. д.).

Практическое значение этого предполагаемого участия не может быть значительным: эпифизарный серотонин составляет ничтожную часть от серотонина, вырабатываемого энтерохромаффинными клетками желудочно-кишечного тракта.

С другой стороны, в эпифизе серотонина содержится больше, чем в других отделах мозга. Если учесть, что периферический серотонин в мозг почти не проникает, то значение серотонина эпифизарного, в плане возможного влияния на очень чувствительную к этому соединению гипоталамическую область, возрастает. Изменения же концентрации серотонина в подбугорье сопровождаются расстройствами сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что имеет прямое отношение к кислородному обмену.

Источник: http://meduniver.com
Похожее