Предиабетические изменения сосудов. Аутоиммунная природа диабетической нефропатии

Для выявления ранних нарушений функции почек у больных диабетом без клинических проявлений почечной недостаточности В. В. Чирков (1965) определял у 101 больного почечный плазмоток, клубочковую фильтрацию и реабсорбцию. Оказалось, что уменьшение плазмотока определяется преимущественно у лиц пожилого возраста, страдающих диабетом в течение длительного времени. У этих же больных чаще снижена фильтрация. На основании полученных результатов В. В. Чирков считает, что длительно протекающий диабет приводит к постепенному снижению фильтрационной и реабсорбционпой способности почек и понижению почечного плазмотока. Нарушения фильтрационной способности почек могут быть связаны с понижением проницаемости базальной мембраны клубочков.
Обнаруженные им функциональные нарушения В. В. Чирков считает начальными проявлениями развивающейся диабетической нефропатии.

Однако за последнее время накопились факты, свидетельствующие о том, что сосудистые изменения могут даже предшествовать развитию диабета и обнаруживаются у больных в предиабетическом состоянии (Colwell, 1965- McMillan, 1966). Производя биопсию почек по поводу неясной почечной патологии, Herman и Gorlin (1965) выявили у больных гломерулосклероз диабетического типа.

При более детальном обследовании сахарного обмена у этих больных при помощи пробы с глюкозой и кортизоном были выявлены нарушения толерантности к глюкозе, типичные для предиабета. У большинства обследованных больных имелись указания на наличие диабета в семье. При биопсии кусочка икроножных мышц у больных диабетом Sims с соавторами (1965) находил в мелких сосудах гистологические изменения, свойственные диабетической ангиопатии (утолщение и расширение базальной мембраны). Аналогичные изменения были обнаружены у лиц в предиабетическом состоянии, в частности найдены Friederici (1966) в мелких сосудах при биопсии кожи у больных с начальными проявлениями диабета.



Значительные нарастания случаев микроангиопатий после введения в клиническую практику лечения инсулином заставили некоторых авторов связывать сосудистые изменения с повреждающим воздействием антител, вырабатываемых в отношении экзогенного инсулина, который, несомненно, обладает антигенными свойствами. Введение меченого инсулина нелеченым диабетикам с гломерулосклерозом позволило установить накопление его в почечных клубочках (Grodsky, 1965).

диабетическая нефропатия


Подтверждением предположения об аутоиммунном происхождении диабетической нефропатии могут служить интересные наблюдения Freedman (1960), который обследовал биопсированные участки почек у 34 больных диабетом. Во всех случаях методом флуоресценции была выявлена отчетливая фиксация меченого инсулина как в почечных клубочках, так и в канальцах. Выраженная флуоресценция была выявлена также и в самих эпителиальных клетках и в базофильной мембране капилляров.

Накопление флуоресцирующих антител в почечной ткани может быть объяснено с точки зрения наличия там специфических антигенов.

В lumen thai (1965), пользуясь методом иммунофлуоресценции, показал, что у больных диабетом в мелких сосудах откладывается флуоресцирующий инсулин, что позволяет думать о наличии в сосудах антиинсулинных антител. Эти отложения наблюдаются как в эндотелиальных клетках, так и в основной мембране капилляров. Подобные изменения были обнаружены не только у больных, леченных инсулином, но также и у больных диабетом, никогда не получавших инсулина. Экспериментальные наблюдения подтвердили эти данные. При иммунизации кроликов инсулином удалось получить аналогичные сосудистые изменения п отложения флуоресцирующего инсулина в капиллярах.

Об иммунологическом характере этих изменений свидетельствует также и тот факт, что подобные же морфологические изменения удается выявить при нефротоксическом нефрите, вызванном путем введения животным нефротоксической сыворотки. В этих случаях также наблюдаются накопления y-глобулина в почечных клубочках и капсулах. Аналогичные изменения описывают и в поздних стадиях коллагенозов.

Источник: http://meduniver.com
Похожее