Прекардиальные газовые пузырьки. Объем газообразной фазы в центральной венозной системе
Наблюдаемое увеличение СДПЖ в результате декомпрессии регистрировали в сочетании со степенью прекардиального обнаружения газовых пузырьков (описанной ниже). Так возникла возможность увязать объем газовых эмболов в сосудах легких (при условии устойчивого состояния объемов) со степенью прекардиального обнаружения газовых пузырьков. По рисунку можно видеть, что увеличение СДПЖ незначительно (124%) вплоть до 4-й степени обнаружения пузырьков.
В данном диапазоне прекардиальный доплеровский прибор работает уже в «насыщенном» режиме и обычное различение на слух звука «выше» или «ниже» 5-й степени невозможно. Следовательно, для самого высокого уровня содержания газовых пузырьков в вене измерения СДПЖ могут дать больше информации, чем доплеровская ультразвуковая детекция. Однако такие большие объемы газа при гипербарической декомпрессии не обнаружены.
Объем газообразной фазы в центральной венозной системе
Режимы декомпрессии, не вызывающие костносуставной формы болезни декомпрессии, приводят к увеличению СДПЖ в среднем не более чем до 120%. Это соответствует 5-й и ниже степени прекардиального обнаружения пузырьков. По данным тарировочных измерений, этому соответствует количество вводимого в вену овец газа, равное 0,02—0,03 см3/ /кг*мин.
Приведенные несложные расчеты дают интересные результаты относительно обнаруживаемых в центральном венозном возврате с помощью доплеровского детектора газовых пузырьков. У овец при погружении на 49 м и пребывании на этой глубине в течение 20 мин наблюдалось типичное повышение СДПЖ почти до 120% (по сравнению с контролем) в течение 60 мин. Что касается наличия 4-й степени обнаружения газовых пузырьков в прекардиальной зоне, т. е. степени, встречающейся как у человека, так и животных при болевых симптомах в конечностях, то представляет интерес определение общего числа поступающих в легкие газовых пузырьков.
Последние, конечно, будут нейтральным газом, абсорбированным во время погружения и высвобождаемым из тканей и микроциркуляторной системы в виде газообразной фазы в крупных венозных сосудах. Мы считаем, что при кратковременном погружении большую часть газа поглощают «быстрые» водянистые ткани. Принимая растворимость азота в тканях человека равной 18 см3/кг*атм, можно рассчитать, что для овцы массой 48 кг общая абсорбция газа при насыщении, по-видимому, составит 864 мл/атм. Эмпирические измерения показывают, что приблизительно 30% насыщенного объема газа поглощается в течение 20 мин.
Следовательно, мы может рассчитать, что типичное содержание нейтрального газа в организме в начале декомпрессии после погружения в воздушной атмосфере (20 мин на глубине 49 м) составляет 1260 мл. Затем, сделав приблизительный расчет по тарировочной кривой, получим, что поступление в правое сердце около 0,03 мл/кг-мин газа вызывает подъем СДПЖ до 120% по сравнению с контрольными величинами. Это значение СДПЖ характерно удерживается на протяжении приблизительно 60 мин. В наблюдавшемся нами случае, для овцы массой 48 кг, количество газа будет составлять 86,3 см3. Сравнение полученной величины с рассчитанным количеством поглощенното газа показывает, что 7% высвобождаемого в результате декомпрессии нейтрального газа поступает в полую вену.
В приведенных примерах рассмотрены погружения средней тяжести. Эти данные можно экстраполировать и сделать заключение, что объем циркулирующей газообразной фазы (в организме в целом) при бессимптомном (или только с болевым симптомом в конечностях) погружении невелик (7—10%). Данные измерения газообразной фазы в центральной венозной системе, конечно, не могут указать, какой объем ее освобождается из конкретного органа, где он (по крайней мере, локально) может быть большим.
Это согласуется с результатами, полученными Hills (1978), на основе изучения кинетики элиминации газа при его искусственном введении в вену или во время декомпрессии.
Источник: http://meduniver.com