Предел детекции микроэмболов. Значение для организма газовых микроэмболов

Предел детекции микроэмболов был изучен в 1971 г. Gills, который вводил в бедренную вену животного (свиньи), находящегося под наркозом, отсортированные стеклянные микрошарики и микробаллончики. Введенные частицы с наименьшим диаметром (37—43 мкм) вызывали появление характерного доплеровского «чириканья». Плотные микрошарики не провоцировали столь интенсивного доплеровского сигнала, как полые микрошарики того же размера.

В 1972 г. Nishi провел тщательную теоретическую проверку характеристик акустического рассеяния ультразвука газовыми пузырьками применительно к преобразователям доплеровского измерителя скорости потока. Он пришел к выводу, что измерить пузырек in vivo можно лишь приблизительно, и абсолютный размер in vivo можно получить только с поправкой на биологические ткани. Hills, Grulke в 1975 г., изучая два типа доплеровских измерителей скорости потока крови, установили, что можно обнаружить одиночный газовый пузырек размером 150 мкм или группу газовых пузырьков с размером 50 мкм.



Однако определение предельных размеров проводили не инъекцией небольших пузырьков in vivo, a, вероятно, методом наложения звуковых сигналов от сердца и газового пузырька (in vitro). Monjaret и сотрудники установили в 1975 г., что размер газового пузырька и амплитуда сигнала доплеровского сдвига следует закономерности, предполагаемой Nishi. Это явилось некоторым прогрессивным шагом на пути количественного определения объема газа в крови. Исследователи показали, что амплитуда доплеровского сигнала почти пропорциональна радиусу газового пузырька.

детекция микроэмболов

Значение для организма газовых микроэмболов

Тот факт, что газовые пузырьки могут присутствовать почти при любых режимах декомпрессии, может оказаться в противоречии с принципом Дж. Холдейна, утверждающим, что при «чистой» декомпрессии организм свободен от газообразования. К сожалению, газовые пузырьки не только могут привести к развитию болезни декомпрессии, но также и изменить скорость элиминации газов, поскольку многие современные расчеты декомпрессии предполагают нахождение всех газов в растворенном состоянии.



В настоящее время известно, что некоторая степень газообразования в организме может иметь место фактически при любой декомпрессии. Даже при отсутствии явной болезни декомпрессии газовые пузырьки обнаруживают доплеровскими ультразвуковыми измерителями скорости потока во всех представленных случаях от непродолжительного погружения до погружения в насыщенном состоянии тканей организма с последующей медленной декомпрессией.

Таким образом, полагаясь на основное положение, сделанное P. Bert, о причастности газовых пузырьков к развитию болезни декомпрессии, мы в то же время были вынуждены отказаться от предпосылки, формула которой «пузырьки — болевые симптомы», и от привлекательного, но логически неправильного понятия «метастабильное состояние». Как будет отмечено в следующей главе, многие исследования последних лет были направлены на изучение патофизиологических последствий присутствия газообразной фазы в организме в целом.

В соответствии с одной рабочей гипотезой болезнь декомпрессии на тканевом уровне включает в себя по крайней мере три фактора: скорость поглощения и элиминации газа- тенденцию к кавитации в данном микрорегионе- газообразование в пока еще не выясненной «критической ткани».

Источник: http://meduniver.com
Похожее