Физиологические эффекты газовых пузырьков ii типа. Систолическое давление правого желудочка при декомпрессии
Представляет интерес изучение последствий, вызываемых газообразной фазой, которую можно определить в процессе декомпрессии с помощью ультразвука, т. е. в венозном возврате доплеровскими приборами (газовые пузырьки II типа).
Количественное определение объема газа, достигающего сосудов легких, с помощью ультразвукового измерения размеров газовых пузырьков пока еще невозможно. Однако, прослушивая с помощью имплантируемых или чрескожных доплеровских датчиков большое число звуковых «появлений пузырьков» в области легочной артерии, можно получить четкое представление, что прослушиваешь явно большой поток газа.
Следует отметить, что «ревущий» звук, который можно услышать с помощью доплеровского детектора на протяжении всего сердечного цикла при некоторых режимах декомпрессии, очень часто не совпадает с наличием у испытуемого признаков боли. Грубые проявления газовой эмболии легких редко встречаются в практике подводной медицины, обычно они имеют место в ситуациях при значительных нарушениях правильного проведения декомпрессии.
Систолическое давление правого желудочка при декомпрессии
Одним из полуколичественных методов определения объема нейтрального газа в газообразной фазе, поступающей в сосуды легких, является измерение систолического давления в правом желудочке (СДПЖ).Увеличение СДПЖ вследствие гипербарической декомпрессии сравнивают с аналогичным увеличением в результате инъекции воздуха в венозное русло с различной скоростью во время нахождения животного при нормальном атмосферном давлении.
Возрастание СДПЖ является результатом блокирования эмболом нейтрального газа отдельных участков сосудистой системы легких. Увеличение СДПЖ в зависимости от количества вводимого газа было установлено на 5 овцах при инъекции воздуха через катетер с различной скоростью с помощью шприца. Образующиеся газовые пузырьки, в зависимости от скорости их роста имели радиус 100—300 мкм. Результаты тарировочных измерений, полученных на овцах, показаны на рис. 133, на котором максимальное увеличение СДПЖ (в % от контрольного уровня) приведено в зависимости от количества вводимого газа, выраженното в кубических сантиметрах на килограмм за 1 мин (см3/кг*мин).
Тарировочные точки в экспериментах, проведенных нами на овцах, получены на 5 животных и обозначены квадратами и кружочками. Данные более ранних исследований, проведенных Spencer, Oyama в 1971 г., обозначены треугольниками. Треугольники характеризуют средние значения, полученные на 3 овцах.
В процессе инъекции воздуха найдено, что СДПЖ возрастает после короткой задержки и затем достигает постоянного уровня. Значения СДПЖ возвращаются к исходным (после инъекции) приблизительно за то же самое время, что и при подъеме давления до максимальной величины у обоих видов животных. На основании полученного результата можно сделать вывод, что увеличение СДПЖ вероятнее всего является следствием блокады эмболами легочных сосудов в результате их раздражения.
Результат противоречит наличию блокады сосудистой системы сгустками фибрина, образуемыми при смешении крови с воздухом в правом сердце. Если бы теория «плотных эмболов» была верна, то можно было бы ожидать, что кривая «снижения давления» будет значительно протяженнее, чем первоначальная «кривая подъема». Однако ни в одном из экспериментов с введением воздуха этого не обнаружено.
Более того измерения роста СДПЖ вследствие декомпрессии могут быть выполнены тем же способом, что и при экспериментах с введением воздуха. Т. е., погружение проводят со сжатым воздухом и декомпрессию ведут непосредственно до уровня поверхности. А все измерения посткомпрессионного систолического давления в правом желудочке выполняют при нормальном атмосферном давлении, как и в случае приведенных тарировочных экспериментов.
Источник: http://meduniver.com