Первая помощь при отравлениях животными ядами

Видео: Домашний питомец (выпуск 9) (Отравления собак) (РИА Биробиджан)

Распространение отравлений

В мире обитает около 5000 видов ядовитых животных. Ежегодно получают укусы более 10 млн человек, среди них от ядовитых змей — 500 тыс. человек. Смертельные исходы при этом составляют 30—50 тыс. Отравления ядами различных рыб регистрируются у 20 тыс. человек, из них погибают около 300 человек.

Зоотоксины животных и насекомых отличаются большим разнообразием химического состава, более высокой токсичностью и тяжестью вызываемых ими патологических синдромов, чем растительные яды, они могут встречаться у животных различных классов — от простейших до млекопитающих- много ядовитых представителей среди пауков, амфибий, рептилий.

Большинство ядовитых животных обитают в море и отличаются уникальным составом зоотоксинов и способами их использования. Яд в организм противника вводится с помощью ядовитого жала (пчелы, осы, пауки), зубов (змеи) или плавников (рыбы). Накопление зоотоксинов в некоторых органах и тканях вызывает острые отравления при использовании ядовитых животных, рыб и т.д. в пищу.

Общие токсикологические сведения и этиопатогенез

Основные компоненты животных ядов — протеины, многие из которых — ферменты и полипептиды. Они имеют сложную химическую структуру и встречаются в различных сочетаниях у разных видов ядовитых животных.

Наиболее токсичным животным ядом считается тетродотоксин (рыба фугу). Это сложный протеин с молекулярной массой от 40 000 до 80 000, вызывающий тяжелое поражение периферической нервной системы, напоминающее по симптоматике укус кобры.

Ферменты — обязательная составная часть многих зоотоксинов. Фосфолипаза А активирует лецитин, характеризующийся гемолитическим и цитолитическим действием, что приводит к поражению крови и тканей при укусе змей. а-Аминооксидаза превращает аминокислоты в кетоны, которые активируют тканевую пептидазу, усиливающую деструкцию тканей.

Распространенный компонент зоотоксинов — гиалуронидаза, которая помогает другим токсичным компонентам ядов проникать через ткани и быстро распространяться от места укуса по всему организму жертвы.

Протеазы характеризуются геморрагическим и протеолитическим действием, значительно усиливающим общий токсический эффект животных ядов.

Таким образом, сочетанное действие пептидов, полипептидов и аминов ведет к поражению тканей через их энзимные системы и внутриклеточные структуры. Этим объясняется многообразие токсических эффектов зоотоксинов, включающих сложные взаимодействия со многими биохимическими системами организма.

Кроме того, белки ядов во многих случаях вызывают анафилактические реакции у человека, поскольку они являются идеальными антигенами. Многие компоненты зоотоксинов выступают как антикоагулянты, нарушающие нормальный процесс свертывания крови, тем самым способствуя дальнейшему распространению ядов.

Некоторые зоотоксины содержат гликозиды, которые воздействуют на автономные нервные окончания и вызывают одновременно симптомы поражения нервной, сердечно-сосудистой систем и системы пищеварения.

Многие насекомые выделяют при укусе сильные органические кислоты, раздражающие кожу и вызывающие токсический дерматит по типу химического ожога.

Сложный состав и быстрая биотрансформация зоотоксинов значительно затрудняют их количественное и даже качественное определение в биосредах организма, объясняют большие индивидуальные различия, существующие между разными особями одного и того же вида животного и в реакциях на эти яды со стороны пострадавших.

Возраст и пол ядовитого животного, условия его роста и питания, время года и место обитания оказывают значительное влияние на токсичность ядов. При этом яды, выделяемые через рот животного, обычно служат для нападения, вызывают боль и обладают большей токсичностью, чем яды, выделяемые другими частями тела, служащие для защиты самого животного и обладающие меньшей активностью.

Клиническая картина

При действии зоотоксинов нет столь выраженной избирательной токсичности, как у растительных ядов.
Преимущественно белковый состав ядов определяет их нейротоксичность, которая проявляется симптомами поражения центральной и периферической нервной системы, нарушением ритма и проводимости сердца. Часто обнаруживают одновременное поражение системы крови, в частности эритроцитов и тромбоцитов, с развитием синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания. Наиболее типичным примером подобной сочетанной токсичности служит действие ядов змей.

Поражение ЦНС проявляется оглушением, симптомами интоксикационного психоза, нейротоксическое действие — явлениями парестезии, холинолитическим синдромом, судорожным синдромом, периферическими парезами. Обычно тяжело протекает токсическая миастения (при отравлении тетродотоксином), которая, как правило, осложняется тяжелыми неврогенными нарушениями дыхания.

Для тяжелых отравлений характерно развитие клинической картины токсикоза с указанными выше расстройствами сознания, гемодинамики (коллапс) и лихорадкой. Типичное осложнение токсикоза — тромбогеморрагический синдром (кровоизлияния в кожу, кровотечения, анемия). У лиц, сенсибилизированных ранее зоотоксинами, возможно развитие анафилактического шока. Особенно тяжело токсикозы протекают у детей.



В месте укуса ядовитых животных быстро развиваются отек тканей, гиперемия, гематома, которые могут распространяться по всей пораженной конечности и вызывать значительные болезненные ощущения.

Наиболее тяжелая форма отравления моллюсками
у человека развивается в результате употребления в пищу мидий, венерок и устриц, питающихся ядовитыми дипофлагеллятами — подвижными морскими простейшими, которые образуют планктон как тропических, так и северных морей. В нашей стране появление этих простейших отмечается в прибрежных областях Дальнего Востока в период с мая по ноябрь.

Простейшие из группы динофлагеллятов нередко обусловливают «цветение» моря, окрашивая приливы в красный цвет, — феномен, описанный в Библии и других древнейших литературных источниках. Не все разновидности динофлагеллятов токсичны для рыб и млекопитающих.

Отравления у человека могут вызывать, по меньшей мере, 5 разновидностей динофлагеллятов. Действующее начало — сакситоксин, обусловливающий паралитическую форму отравления у человека.

Сакситоксин концентрируется в висцеральных органах, иногда — в мантии и сифоне морских двустворчатых моллюсков. При пищеварении происходит неполное разрушение токсина.

Симптомы интоксикации появляются через 30 мин: возникают парестезии в области языка, губ, десен, лица, распространяющиеся на шею и конечности. Позднее развиваются параличи двигательной мускулатуры, дыхательных мышц. Сознание обычно сохранено. Смерть может наступить от паралича дыхания. Наиболее опасны первые 12 ч после отравления. Летальность в это время колеблется от 8 до 23%. Кроме паралитической, известны гастроинтестинальная и эритематозная формы.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика отравлений животными ядами обычно не представляет затруднений благодаря наличию места укуса и связанному с ним развитию токсикоза. Однако при быстром появлении симптомов анафилаксии причина их может оказаться неясной, особенно если укус остался незамеченным. В таком случае проводится симптоматическая терапия.

Комплексное лечение

Лечение острых отравлений зоотоксинами должно быть комплексным, включать мероприятия симптоматической, специфической и детоксикационной терапии.

В связи с быстрым развитием токсического эффекта большое значение имеют меры первой само- и взаимопомощи.



При укусе ядовитых животных (змеи, пауки, пчелы и т.д.) необходимо отсосать ртом кровь из ранки (не рекомендуется, если у оказывающего помощь имеются свежие повреждения слизистой оболочки рта — язвы, порезы и т.д., во избежание возможного в этих случаях отравления), сплюнуть слюну и хорошо прополоскать рот водой.

Укушенную конечность по возможности следует иммобилизовать (как при переломе костей) любыми подручными средствами (шинирование ближайшего к укусу сустава). Не рекомендуется делать надрезы или прижигать места укуса, а также накладывать жгут на конечность, что может вызвать серьезные осложнения.

При попадании ядовитого вещества внутрь (ядовитые рыбы, икра и т.д.) нужно немедленно провести промывание желудка, вызывая рвотный рефлекс. Предварительно следует принять внутрь 2—3 стакана подсоленной воды, а после промывания использовать активированный уголь — до 50 г внутрь.

При попадании ядовитого вещества на кожу (медузы и др.) достаточно тщательного промывания пораженной поверхности проточной водой с мылом. В дальнейшем местно применяют любой питательный крем на жировой основе.

Во всех случаях появления симптоматики отравления зоотоксинами необходима госпитализация для проведения последующего лечения.

Основное мероприятие неотложной медицинской помощи — назначение специфической моно- или поливалентной сыворотки. Наибольшее распространение имеет противозмеиная сыворотка, которая обладает широким спектром специфического и неспецифического обезвреживающего действия.

Поливалентную противозмеиную сыворотку вводят в дозе 500—1000 ЕД внутримышечно, в тяжелых случаях — повторно. Наилучший эффект наблюдается при раннем ее применении — в первые сутки после укуса (независимо от вида змеи).

При укусе ядовитых насекомых (каракурт, скорпион, тарантул) применяется противокаракуртовая сыворотка 500—2500 ДЦЛ. Если вид ядовитого насекомого неизвестен или нет гомологичной сыворотки, то могут быть использованы гетерологичные сыворотки, даже противозмеиная. Кроме того, с профилактической целью во всех случаях укуса змей показано введение противостолбнячной сыворотки.

Детоксикационное лечение состоит в проведении форсированного диуреза в течение 2—3 суток. При тяжелом токсикозе, особенно у детей, показано применение гемосорбции, а в редких случаях развития печеночно-почечной недостаточности — гемодиализа в сочетании с гемосорбцией. Определенный детоксикационный эффект достигается при внутривенном введении растворов альбумина и гемодеза.

Среди средств симптоматической терапии особое место занимает гепарин (до 1000 ЕД/сут), который, обладая известным детоксикационным эффектом, применяется для профилактики и лечения тромбогеморрагического синдрома.

Необходимым средством патогенетического и симптоматического лечения являются преднизолон (до 500 мг/сут), а также антигистаминные препараты (пипольфен, супрастин, димедрол) и обезболивающие средства.

При развитии токсической миопатии осуществляют искусственное аппаратное дыхание.

Для профилактики и лечения инфекционных осложнений обычно применяют антибиотикотерапию.

Лечение местных поражений состоит в иммобилизации пораженной конечности, локальной гипотермии, наложении антисептических повязок. При необходимости проводится некрэктомия, способствующая санированию места укуса.

Следует помнить, что ядовитые животные не агрессивны, укусы их обычно происходят случайно, поэтому основная мера профилактики отравлений — соблюдение известных мер предосторожности в местах их пребывания.

Клинический пример № 57

Больной  А., 27 лет, находился в Центре острых отравлений НИИ СП им. Н. В. Склифосовского 2 к/дня (с 31.10.07 г.) по поводу укуса рыбы (мешкожаберный сом). Доставлен СМИ из дома. Со слов врана СМИ и со слов больного известно, что за 2 ч до поступления во время уборки аквариума был укушен рыбой. В анамнезе аллергия на имбирь. На ДГЭ отмечалась болезненность левой кисти.

При поступлении отмечались проявления токсико-аллергической реакции. Состояние средней тяжести: в сознании, контактен, ориентирован, адекватен, жалобы на слабость, боли в области левой кисти, отек и онемение левой кисти, общее недомогание, озноб, кожные покровы обычной окраски, болезненность при пальпации. Гемодинамика стабильная: АД — 120/80 мм рт.ст., ЧСС — 92 уд/мин.

В биосредах этанол и СвНв не обнаружены.

Проводилась инфузионно-детоксикационная терапия, форсированный диурез, симптоматическая, антибактериальная терапия, введение гормонов, антигиста-минных препаратов. Проводилась хирургическая обработка раны, введен ПСС.

На фоне проведенной терапии состояние улучшилось. Проявления токсико-аллергической реакции купированы. Состояние удовлетворительное. Жалоб не предъявляет. Явлений лимфангоита и лимфаденита нет. Место укуса без признаков воспаления. Кожные покровы обычной окраски. Температура тела равна 36,7 °С. Дыхание везикулярное. ЧД — 18 в минуту. В легких — без хрипов. Тоны сердца ясные, ритм правильный. АД — 120/80 мм рт.ст., ЧСС — 78 уд/мин. Живот мягкий, не вздут, пальпация безболезненная. Диурез адекватный.

Выписывается домой. Рекомендовано: наблюдение терапевта по месту жительства, диазолин — по 1 таб. х 3 раза в день, глюконат кальция — по 1 таб. х 3 раза в день.

Клинический диагноз: токсико-аллергическая реакция на укус мешкожаберного сомика (Т63.5).

P.S. Типичный пример токсико-аллергической реакции на укус рыбы, прошедший без осложнений благодаря своевременной комплексной терапии.


Е. А. Лужников, Г. Н. Суходолова
Похожее