Первая помощь при интоксикации этанолом
Хотя уровень этанола в крови широко используется для оценки состояния ЦНС пациентов с интоксикацией, отмечаются значительные вариации его концентрации и степени интоксикации. Во многих штатах юридически установленный порог интоксикации составляет 100 мг/дл. Хотя смерть вследствие медуллярной недостаточности возможна уже при уровне выше 500 мг/дл, лица с высокой толерантностью к алкоголю могут оставаться амбулаторными пациентами даже при более высокой концентрации этанола в организме.
Этиловый спирт окисляется в печени до двуокиси углерода и воды зависимым от никотинамидадениндинуклеотида (NAD) ферментом алкогольдегидрогеназой. Другая микросомная оксидазная система, зависимая от никотинамидадениндинуклеотидфосфата (NADPH), предположительно имеет определенное значение для окисления этанола до ацетальдегида. Роль микросомной этинолокисляющей системы (МЭОС) в метаболизме этилового спирта точно не установлена.
Хотя этанол обычно метаболизируется с постоянной скоростью (20 мг/дл в час) независимо от своей концентрации, у алкоголиков скорость его метаболизма может быть повышенной.
Этиловый спирт вызывает опосредованное симпатической системой расширение кожных кровеносных сосудов, но сужает мышечные артериолы и сосуды головного мозга. Последний эффект устраняется блокаторами кальциевых каналов. Острая интоксикация этанолом вызывает различные сердечно-сосудистые эффекты в зависимости от исходного состояния пациента. У больных с застойной сердечной недостаточностью спирт может понизить давление заклинивания в легочной артерии и системное сосудистое сопротивление.
Минутный объем может возрасти вследствие тахикардии или снизиться из-за угнетения миокарда, которое усиливается бета-блокадой. Острая интоксикация сопровождается предсердной аритмией, в частности трепетанием и фибрилляцией предсердий, которые спонтанно исчезают при вытрезвлении. Хорошо известна связь между приемом алкоголя и гипертензией. Считается, что при острой интоксикации она обусловлена сужением мышечных артериол или повышением сывороточного уровня кортизола.
Активность ренина и уровень альдостерона в плазме при интоксикации весьма вариабельны, хотя у лиц с циррозом или гепатитом наблюдается хроническая стимуляция оси ренин—ангиотензин. Острое отравление этанолом обусловливает диурез с последующим периодом антидиуреза и повышением уровня АДГ. Гипертензия при этаноловой интоксикации или абстиненции — довольно частое явление. При абстиненции она, как полагают, связана с повышением уровня кортизола и катехоламинов. Если нет симптомов, требующих неотложного вмешательства, то специфической антигипертензивной терапии не требуется.
Клинические признаки
Клинические признаки алкогольной интоксикации аналогичны индуцируемым седативно-снотворными препаратами. Признаки слабой интоксикации зависят от личностных особенностей человека и могут варьировать от эйфории, экспансивности и потери самоконтроля до общего ухудшения настроения. Явное выражение намерений или склонности к убийству или самоубийству во время интоксикации говорят о необходимости психиатрической оценки пациента. Затем наблюдаются атаксия, невнятная речь, нистагм и притупление или искажение сенсорного восприятия.
Часто возникает тахикардия в результате периферической вазодилатации. Иногда отмечается острое психотическое состояние, характеризующееся зрительными галлюцинациями и параноидальным мышлением. При токсических концентрациях этанола развиваются гиповентиляция, гипотермия и гипотензия.
Пациент с явной алкогольной интоксикацией должен быть тщательно обследован с целью выявления множества различных сопутствующих аномалий. Травма головы и шеи, гипогликемия, электролитный дисбаланс, менингит, сепсис, миопатия и невропатия, подавление функции костного мозга, кардиальная миопатия и аритмия, желудочно-кишечное кровотечение, панкреатит, заболевание печени и печеночная кома, наркомания и токсикомания, потребление этиленгликоля или метанола — это лишь немногие из осложнений, возможных у алкоголиков.
При обследовании пациента с интоксикацией и при назначении амбулаторной терапии следует учитывать и возможность взаимодействия алкоголя и лекарственных препаратов. У алкоголика, вероятнее всего, имеется не одно заболевание, поэтому его тщательное обследование в отделении неотложной помощи должно быть правилом.
Дорожно-транспортные происшествия нередко являются результатом вождения автомобиля в нетрезвом состоянии. Оценка травмы у пациента с алкогольной интоксикацией ненадежна ввиду притупленности его сенсорной реакции на боль. Поскольку такой пациент ненадежен и как источник анамнестических данных, выяснение механизма полученных повреждений может быть достаточно трудным. После протрезвления пациента всегда проводится повторное обследование с записью данных в историю болезни.
Оценка загрудинной боли у пьяных пациентов также затруднена ввиду их некооперативности и неспособности правильно описать симптомы. Пациенты могут прибегать к алкоголю, чтобы заглушить загрудинную боль, или же стенокардия является следствием приема алкоголя. При некардиологической загрудинной боли часто наблюдаются такие "алкогольные" осложнения, как гастрит, эзофагит и язвенная болезнь. Таким образом, жалобы на боль в груди при алкогольной интоксикации заслуживают самой тщательной проверки.
Лечение
До вытрезвления пациента с неосложненной интоксикацией, как правило, вполне достаточно простого наблюдения. Имеются отдельные сообщения о купировании алкогольного опьянения налоксоном, однако убедительные данные в пользу его рутинного применения в подобных случаях (если только нет подозрений на одновременную передозировку опиатов) отсутствуют.
Промывание желудка и инстилляция активированного угля целесообразны, если с момента приема этанола прошло не более 2 ч или же подозревается потребление нескольких потенциально токсичных веществ- при тяжелой интоксикации следует ввести внутривенно 50 г глюкозы. Для предупреждения развития синдрома Вернике—Корсакова часто назначается тиамин (100 мг внутривенно или внутримышечно).
Хотя фруктоза, как было показано, ускоряет исчезновение этанола из крови, клинические исследования не подтверждают целесообразности такого ускорения вытрезвления. В исследовании Levy и соавт. при фруктозотерапии отмечено бессимптомное повышение в крови уровня лактата и мочевой кислоты.
У любого пациента, поступившего в ОНП по поводу интоксикации этанолом, врач должен распознать наличие алкогольной зависимости. Подростки с интоксикацией обследуются с целью выявления возможных признаков жестокого обращения, социальной запущенности и суицида. Лечение в отделении неотложной помощи нельзя считать завершенным, пока пациент не получил психиатрической консультации на месте с последующим направлением в общество анонимных алкоголиков или в центр лечения алкоголизма.
Дж. Э. Тинтиналли