Тиреоидит риделя

Тиреоидит Риделя

Например, достаточно редко встречающееся заболевание с таким названием.

Если у нас уже был зоб и вдруг в нем возникло воспаление, нам нужно срочно сделать одно из двух. Либо прекратить назначенную нам терапию на подавление аутоиммунной реакции, либо, если мы таковую не проводим, обратиться к онкологу за повторной биопсией. Третьего варианта здесь не существует. И совсем другое дело, когда изначально со щитовидной у нас было все в порядке. А после внезапно появились боли и ощущение отека вниз, по всей шее, возникло ощущение сдавливания гортани, проглатывание пищи стало проблемой.

Следует помнить, что воспаления щитовидной железы могут как сопровождаться местным или общим повышением температуры, так и нет. Здесь многое будет зависеть от состояния иммунитета и его активности по отношению к пораженным тканям. Так что в отношении щитовидной железы эти правила тоже действительны не меньше, чем в отношении других внутренних органов.

Тиреоидит Риделя — это воспаление. Только очаг его возникает не в щитовидной железе. По неустановленным наукой причинам внутри долей щитовидной начинается активное разрастание соединительной ткани. Разрастание склонно частично вытеснять паренхиму (ткани тела органа) железы, поэтому на ее размерах и форме оно практически не сказывается. Тиреоидит Риделя больше всего напоминает, пожалуй, цирроз печени.



Но, в отличие от цирроза, заболевание развивается гораздо быстрее — в течение недель, а не лет. Кроме того, обычно оно не вызывает существенного нарушения работы органа — вплоть до последних стадий. Начавшие активный рост клетки прорастают при этом не наружу, а внутрь тканей шеи. Иными словами, при тиреоидите Риделя зоб не образуется—ни узловой, ни токсический. Точнее, образуется и узловой, но снаружи его не видно и он не прощупывается при пальпации.

Причины тиреоидита Риделя

Этиология тиреоидита Риделя неизвестна. Долгое время предполагалась взаимосвязь между ним и другими схожими патологиями. А именно, зобом Хашимото (аутоиммунный процесс, в результате которого атаке подвергается один из белков в составе молекулы тироксина). Но эту версию не удалось подтвердить анализами крови на антитела. Последние убедительно продемонстрировали отсутствие выраженных признаков того, что иммунная система вырабатывает реакцию на какие-либо элементы синтеза или клетки железы. И потом, как уже было сказано, все аутоиммунные заболевания неизбежно изменяют активность либо гормонов, либо железы. А при тиреоидите Риделя, напротив, распространена картина отсутствия видимых изменений гормонального фона. Сейчас доминирует версия о том, что эта патология является одним из следствий тотального процесса, который выражается в нарушении выработки в организме коллагена.



Коллаген — это липкий белок, прослойка из которого обеспечивает эластичность различных оболочек органов. Например, слой коллагена содержится в коже и в стенках кровеносных сосудов. Аналогично, он обеспечивает растяжимость соединительной ткани внутри органов. А также основных диафрагм тела — дыхательной (отделяет полость груди от желудка) и брюшины (отделяет полость желудка от органов малого таза). Предположение, что тиреоидит Риделя связан с патологией синтеза коллагена, основано на том, что данное заболевание почти всегда соседствует с аналогичными процессами в других органах — брюшине и в особенности желчном пузыре.

Точно так же не выявлена взаимосвязь между различными заболеваниями щитовидной в прошлом и наступлением тиреоидита Риделя. Таким образом, степень загадочности этого заболевания — одна из самых высоких на сегодняшний день. Патология не поддается лечению — что, впрочем, напрямую проистекает из незнания ее причин. Единственный метод частичного облегчения состояния больного — хирургическое удаление перешейка между долями железы, чтобы устранить эффект удушья. Тугоподвижность шеи при этом устранению не подлежит. Единственное утешение здесь заключается в том, что тиреоидит Риделя — патология сравнительно редкая. Соотношение ее случаев — около 20-25 больных на 40-50 тысяч всех случаев обращений с жалобами на щитовидную железу.

Как правило, заболевание проявляет очевидную склонность прогрессировать. Эксперименты с попытками повлиять на скорость его развития через гормональное регулирование не увенчались успехом.

Симптомы и признаки тиреоидита Риделя

Пациент обращается в клинику по поводу чувства «постороннего предмета» в горле, возникающего при глотании, сдавливания трахеи, нарушения ее подвижности. Женщины нередко формулируют жалобу как трудности с движением задней части языка, а у мужчин наиболее заметно «одеревенение» адамова яблока. Более поздняя картина демонстрирует чувство удушья, пропадание голоса, надсадный кашель. Исследование тканей железы демонстрирует как равномерное поражение обеих ее долей, так и локализацию очагов только в какой-то одной доле. При обследовании причинной области у пациента нередко выявляется вялотекущее воспаление мышц шеи и мягких тканей дыхательного горла. Иногда с частичным переходом на ткани гланд. Именно из-за своеобразной симптоматики лечение тиреоидита Риделя часто начинается лечением ангины и тонзиллита, с которыми в реальности это заболевание никак не связано.

В диагностике тиреоидита Риделя первостепенную роль играет возможность отличить его от карциномы — злокачественной опухоли, которой свойственно образовывать похожие тяжи. Карцинома является опухолью соединительной ткани — отсюда и заметное сходство с клинической картиной тиреоидита Риделя. Надежных признаков отличия здесь немного. Пожалуй даже, всего один: карцинома, подобно всякой злокачественной опухоли, метастазирует в ближайшие к ней лимфатические узлы. Без этого она лишится столь необходимого ей снабжения питательными веществами. Однако доброкачественному разрастанию соединительной ткани это не нужно. Потому отсутствие поражений лимфатических узлов в области шеи считается признаком тиреоидита в чистом виде.


Похожее