Методы лечения туберкулеза легких. Показания к хирургическому лечению

Видео: Лечение рака легких в Израиле

Показания к хирургическому лечению туберкулеза легких чаще возникают у больных, страдающих к тому же диабетом. Дело в том, что сочетание диабета и туберкулеза ведет к более тяжелому и быстрому прогрессирующему развитию болезни с формированием осложненных форм туберкулеза легких.

Однако следует сказать, что если диабет может развиваться и вследствие наследственной предрасположенности, то такого не скажешь о другой отягощяющей туберкулез болезни — о хроническом алкоголизме. В последнем случае человек сам, добровольно, без понуждения со стороны ввергает себя в состояние, которое отягощает течение любой болезни, но особенно туберкулеза. И дело не в формальной констатации факта, а в тех организационных   и   клинических   проблемах, которые возникают при лечении, в том числе и хирургическом, туберкулеза легких у алкоголиков.

Речь идет о проблемах, которые возникают перед лечащим врачом больного туберкулезом алкоголика, который проявляет недисциплинированность, не желает лечиться, отказывается от необходимой операции, словом, становится неуправляемым. А в результате — среди таких больных высокий удельный вес активных прогрессирующих форм туберкулеза, трудность его стабилизации и полноценной подготовки к нужной операции.

Многие хирурги сообщают, что частота послеоперационных осложнений и летальность среди алкоголиков в несколько раз выше средних показателей. Хуже бывают у таких больных и отдаленные результаты хирургического лечения —. рецидивы туберкулеза у них отмечены в два раза чаще.

И все же какой бы хороший эффект ни давало хирургическое лечение туберкулеза легких, такое лечение не всегда можно применить. Тем более что оно не влияет непосредственно на микобактерий туберкулеза, которые в состоянии длительно сохраняться в организме жизнеспособными. А с ними, естественно, нужно вести борьбу.

Поэтому хирургическое лечение зачастую проводится одновременно с химиотерапевтическим. Да и сама по себе химиотерапия во многих случаях дает желаемые результаты. Естественно, речь идет не о тяжелых и не запущенных формах туберкулеза легких.

Химиотерапия является далеко не новым средством лечения туберкулеза легких. Раньше ее пытались применять, не задумываясь о необходимости борьбы с возбудителем болезни.

Естественно, возникал вопрос: а нельзя ли воздействовать непосредственно на микобактерий? К этой цели уже давно стремились многие ученые. В поисках такой «волшебной пули», которая могла бы поразить возбудителя туберкулеза в организме больного, применяли различные химические препараты, но они оказывались недостаточно эффективными.

Новая эпоха в лечении многих инфекционных болезней, в том числе туберкулеза, началась с замечательных экспериментальных исследований французского ученого Л. Пастера и русского ученого И. И. Мечникова, а также в связи с клиническими наблюдениями отечественных врачей В. А. Манассеина и А. Г. Полотебнова.

В 1877 году Л. Пастер доказал, что одни микробы могут тормозить рост других. «Жизнь мешает жизни», — заключил свои наблюдения ученый. Спустя некоторое время И. И. Мечников подтвердил это в опытах на зараженных различными микробами животных. Но еще раньше (в 1871—1872 годах) В. А. Манассеин и А. Г. Полотебнов установили, что зеленая плесень, в которой, как выяснилось в дальнейшем, содержатся грибки, образующие пенициллин, способствует излечению некоторых язвенных заболеваний кожи у человека.

Наблюдения этих ученых послужили основанием для поисков и испытания почвенных грибков, продукты жизнедеятельности которых, то есть антибиотики, могли бы оказаться полезными при лечении различных инфекционных болезней.



Потребовалось много лет упорных исканий ученых, пока удалось решить эту трудную задачу. Только в 1944 году группа американских исследователей во главе с Ваксманом выделили из одного вида почвенных грибков актиномицетов антибиотик, названный стрептомицином. Вскоре выяснилось, что он задерживает жизнедеятельность и размножение многих микробов, в том числе микобактерий туберкулеза. С того времени открылась новая страница в лечении этой болезни.

Здесь хочется упомянуть об одном из первых случаев применения стрептомицина у крайне тяжелого больного туберкулезом. Случай рассказал автору брошюры старший коллега-фтизиатр.

В клинику поступил больной Ш. 45 лет, у которого уже в течение нескольких недель была высокая температура, мучительный сухой кашель, резкие боли в горле при глотании, потеря голоса. Больной был истощен. У него оказался распространенный туберкулез легких, гортани и глотки. Печальная судьба его, казалось, была предрешена.

Однако после нескольких дней лечения стремтомицином состояние Ш. заметно улучшилось, прежде всего исчезли боли в горле. Однажды утром фтизиатр застал его жадно пьющим воду, которую он раньше не мог проглотить из-за резкой боли. У больного восстановился голос и был ликвидирован процесс в легких. Ш. после этого еще долго творчески трудился.

Стрептомицин оказался эффективным средством при лечении не только туберкулеза, но и многих инфекционных заболеваний.



Однако с течением времени выяснились и пределы лечебного действия стрептомицина. У некоторых больных он вызывает серьезные осложнения в виде понижения слуха, шаткости походки и некоторые другие отрицательные явления. Кроме того, было установлено, что микобактерий постепенно приобретают к стрептомицину устойчивость. Вот почему возникла настоятельная необходимость в поисках других медикаментов подобного действия.

В дальнейшем одни из них выделили также из почвенных грибков. К этой группе антибиотиков относятся, помимо стрептомицина, циклосерин, канамицин, флоримицин и т. п. Других изготовили лабораторным способом. Это — производные изоникотиновой кислоты (тубазид, фтивазид, метазил и др.), ПАСК, тибон, этионамид, протионамид, пиразинамид и др. В последнее время были получены полусинтетические препараты в результате соединения антибиотиков и химических веществ. Таким является, например, рифадин или, как его еще называют, рифампицин, или бенёмицин.

При всем различии своего состава эти препараты обладают общим ценным свойством — подавлять жизнедеятельность микробов, отрицательно влияя на их способность усваивать питательные вещества из тканей и соков организма больного и образовывать из них белки. Вследствие этого микробы перестают выделять токсические вещества и размножаться.

Успех лечения зависит от ряда условий. Наиболее важное из них — своевременное применение препарата, то есть в начальной фазе болезни, когда в легких и других органах еще не произошли значительные повреждения и сопротивляемость организма инфекции не утрачена. В таких случаях довольно часто наступает сравнительно быстрое и стойкое излечение от туберкулеза легких, костей, почек, нервной системы и т. д.

Помимо гигиено-диетического режима, физических методов и некоторых медикаментов, например солей кальция, в показанных случаях врачи используют теперь и другие способы лечения, которые способствуют нормализации функции желез внутренней секреции, а вместе с тем и уменьшению воспалительного процесса.

С этой целью применяют кортикостероидные гормоны, которые способствуют рассасыванию воспалительного выпота в плевральной, брюшной полостях, а также свежих очагов в легких, бронхах и в то же время улучшают переносимость противотуберкулезных препаратов.

Противотуберкулезные средства применяют длительно, с тем чтобы наступило не только временное улучшение общего состояния, но и прекратилось бацилловыделение, рассосались свежие очаги в различных органах, закрылись каверны в легких и т. д. Продолжительность курса лечения у каждого больного различна, но большей частью она составляет около 12—18 месяцев. При преждевременном самовольном его прекращении нередко наступает возврат болезни, а при повторном лечении его результаты оказываются менее благоприятными.

Больные должны знать о том, что важно не только достаточно длительно, но и регулярно принимать назначенные врачом медикаменты, так как в противном случае микобактерий скорее привыкают к ним и излечение затягивается на более длительный срок или вообще не наступает.

Некоторым больным после предварительного этапа ежедневного лечения врачи назначают прием лекарств через день или даже два раза в неделю. Тем самым организм в какой-то мере разгружается от избыточной нагрузки медикаментами, причем успех лечения от этого не снижается. Следует лишний раз подчеркнуть, что такого результата можно достигнуть при регулярном лечении не только во время пребывания больного в больнице или санатории, но и в условиях амбулаторно-диспансерного наблюдения.

Однако опыт показывает, что некоторые пациенты при лечении на дому допускают погрешности в приеме лекарств, что чревато неприятными последствиями в виде обострения или возвращения болезни.

Вот почему фтизиатры стремятся к тому, чтобы больной принимал препараты из рук медицинского персонала в амбулатории, диспансере или медико-санитарной части на производстве. Контроль за лечением может быть поручен и членам семьи больного, которые должны в таком случае хорошо осознать важность регулярности проводимого лечения.

В зависимости от формы основной болезни, характера сопутствующих заболеваний, состояния организма больного, степени переносимости им отдельных лекарств используют различные пути и методы их введения. Большинство медикаментов больные принимают через рот. Другие им впрыскивают внутримышечно или внутривенно. Некоторые лекарства врачи вводят в бронхи или в очаг поражения, например в каверну. Таким образом, лечение проводится строго индивидуально.

Указанные препараты, как правило, сочетают с другими видами лечения, направленными на весь организм больного человека. Большое значение имеет организация санитарно-гигиенического режима. Он особенно важен в начальной и острой фазе болезни, а также при серьезных осложнениях, например легочном кровотечении, а также при высокой температуре, резкой потливости, большой слабости и т. д.

В таких случаях больной, находясь в лечебном учреждении, должен на первых порах соблюдать режим покоя, и лишь по мере затихания болезни врач разрешает ему кратковременные прогулки, пребывание на воздухе, легкие физические упражнения. При дальнейшем улучшении его переводят на тренировочный режим — вплоть до спортивных игр и выполнения трудовых процессов.

Г.Б. Миринов
Похожее