Лептотрихоз глотки. Анализ клинических наблюдений
Видео: Ветеринарная клиника "Свой Доктор" Мочекаменная болезнь у кошек
При анализе наших клинических наблюдений мы старались выявить факторы, играющие роль в патогенезе лептотрихоза, обусловливающие переход Leptothrix buccalis из сапрофитического состояния в патогенное. По нашим данным, такими факторами являются предшествующие длительные заболевания желудочно-кишечного тракта, авитаминозы, хронический тонзиллит. Заболевания желудочно-кишечного тракта, особенно гипацидные и анацидные гастриты, приводят к нарушению нормальной флоры слизистой оболочки глотки и усиленному развитию отдельных микроорганизмов, в частности Leptothrix buccalis.Одним из проявлений гнпо- и авитаминозов, особенно группы В и С, являются различные нарушения целости слизистых оболочек. Естественно, что эти нарушения облегчают внедрение в слизистую оболочку различных микробов, в частности образование лептотрихозных очагов. Несомненно, хронические воспалительные процессы способствуют суперинфицпрованию, так как воспалительный субстрат, а также ороговение клеток могут служить питательной средой для размножения различных микроорганизмов, в том числе Leptothrix buccalis.
Увеличению числа случаев лепто рихоза в последние годы способствует применение антибиотиков. Это обусловлено тем, что длительная антибиотикотерапия приводит к развитию микроорганизмов, нечувствительных к ним, и их суперинфицированпю. К таким микроорганизмам относятся главным образом дрожжеподобные и плесневые грибы, а также и Leptothrix [Мороз Е. Я., 1962- Златопольская Е. С, 1963- Ариевич А. М., Степанищева 3. Г., 1964]. По нашим данным, длительная антибиотикотерапия предшествовала заболеванию лептотрихозом У 22% больных.
У некоторых больных эта корреляционная зависимость была отчетливо выражена, так как лептотрихоз возник при лечении стрептомицином по поводу туберкулеза легких, что подтверждалось результатами фарингоскопии, которую регулярно проводили этим больным с профилактической целью. У 2 больных лептотрихоз возник на фоне лечения кортикостероидными препаратами дексаметазоном и предннзолоном. После прекращения лечения этими лекарственными средствами проявления лептотрихоза исчезли без какого-либо лечения.
Л. Н. Данилова-Перлей (1970) отводит ведущее место в патогенезе этого заболевания вегетативной нервной системе, т. е. различным факторам, нарушающим ее функцию. При обследовании больных лептотрихозом миндалин она обнаружила у них черты выраженного неврастенического статуса (диэниефалиты, вегетативный невроз и др.). В эту же группу она относила больных с дистонией кишечника и дискинезией желудка. Большое значение в патогенезе заболевания Л. Н. Данилова-Перлей придавала травматическим моментам как фактору, обусловливающему нарушение питания тканей. По ее мнению, травмирующими являются и сами методы терапии, которые способствуют возникновению заболевания— тонзиллэктомня, хирургическое удаление шипов и др.
Лептотрихоз миндалин характеризуется хроническим упорным течением и может наблюдаться, особенно без соответствующей терапии, на протяжении многих месяцев и нескольких лет. В литературе описаны случаи самоизлечения процесса. По нашему мнению, это, вероятнее всего, было обусловлено устранением первопричины заболевания, например улучшилось состояние желудочно-кишечного тракта, ликвидированы гипо- и авитаминоз или, как в наших наблюдениях, отменены кортикостероидные препараты и пр.
Из приведенных выше данных видно, что дифференциальная диагностика кандндоза миндалин и лептотрихоза даже на основании одной клинической картины нетрудна. Основными клиническими дифференциальными признаками являются:
1) совершенно разный вид патологических образований или налетов, легко снимающихся при микозах и очень трудно при лептотрихозе;
2) при микозе всегда имеются явления реактивного воспаления самой миндаликовой ткани, а при лептотрихозе в большинстве случаев отсутствует какая-либо тканевая воспалительная реакция слизистой оболочки миндалин;
3) в отличие от микоза, которому сопутствуют болевые ощушення в горле, общее плохое самочувствие, повышение температуры и пр., даже выраженный лентотрихоз миндалин обычно не вызывает никаких субъективных ощущений и никак не отражается на общем состоянии больного.
Учитывая изложенное выше, необходимо всегда дифференцировать микозы глотки от лептотрихоза и термин «фарингомикоз» применять только для обозначения поражений глотки микотнческой этиологии. За лептотрихозным поражением глотки необходимо сохранить название «лептотрихоз».
При лабораторной диагностике микотическое поражение миндалин следует дифференцировать от лептотрихоза. Микроскопическая картина лептотрихоза миндалин очень характерна. Нити лептотрикса тонкие (0,2— 0,5 мкм), значительно тоньше, чем Candida (нити мицелия Candida 1,5—2 мкм), прямолинейные, не имеют ветвления, отсутствуют формы спороношения. В окрашенных препаратах через иммерсионную систему отчетливо видно, что нити лептотрикса состоят из неразъединившихся коротких палочек. Такое членистое строение характерно для лептотрикса и является ценным диагностическим тестом при дифференцировании его от Candida. Иногда длинные нити лептотрикса имеют вид сплошного войлока.
Методы лечения лептотрихоза
Предложено много методов лечения лептотрихоза, но до настоящего времени не созданы достаточно эффективные средства. Трудности выбора эффективного лекарственного средства во многом обусловлены тем, что культивировать Leptothrix на питательных средах удается с трудом, следовательно, невозможны лабораторные эксперименты.В основном все применяющиеся методы лечения сводятся к механическому удалению или прижиганию уже имеющихся очагов поражения или их смазыванию различными бактерицидными либо фунгицидными средствами, в основном растворами медного купороса, метилового фиолетового, трихлоруксусной кислоты, креозота, нитрата серебра, спирта, бикарбоната натрия, раствором Люголя. При клиническом испытании их действия в наших наблюдениях они сказались неэффективными. Лечение нистатином, леворином и декамином также не дало положительных результатов.
В дальнейшем мы всех больных лептотрихозом миндалин лечили по определенной, выработанной нами методике. При терапии этого заболевания исходили из того, что нужно не воздействовать на уже имеющиеся очаги поражения, а препятствовать образованию новых. Этот взгляд основан на наших клинических наблюдениях, очаги поражения лептотрихоза через какое-то время самостоятельно отпадают, но излечения при этом не наступает, вследствие того что они образуются на новых соседних участках.
Отмечено также, что основным местом образования патологических налетов является лимфоидная ткань, чаще всего ткань небных миндалин, в частности в области ее лакун. Основываясь на этих наблюдениях, мы применили промывание лакун миндалин антисептическими растворами. Наиболее эффективным, по нашим данным, оказался 0,1% водный раствор хинозола. Промывание лакун миндалин производили 2 раза в неделю, всего 8—10 процедур. Лечение дополняли полосканиями горла, а иногда орошениями этим же раствором, которые проводили ежедневно сами больные.
Одновременно мы старались устранить те предрасполагающие факторы, на фоне которых возникло заболевание, т. е. явления дисбактериоза, антибиотикотерапию, витаминную недостаточность, обострения хронических заболевании желудочно-кишечного тракта и др.
При таком лечении новые очаги не образовывались и постепенно исчезали уже имеющиеся. Полное исчезновение всех очагов лептотрихоза иногда наблюдалось только через 3—4 мес после лечения. Однако главное состоит в том, что при таком лечении заболевание не прогрессировало и наступало излечение. В тех случаях, когда имелось сочетание кандидоза и лептотрихоза, аналогичное лечение проводили на фоне нистатинотерапии. Полученные нами положительные результаты лечения больных лептотрихозом миндалин позволяют нам рекомендовать указанную терапию для внедрения в практику.
В последние 15 лет в Московском НИИ уха, горла и носа проводится криотерапия лептотрихозного поражения ротоглотки [Кунельская В. Я., Загорянская М. Е., 1974]. Разработана методика лечения лептотрихозных очагов лимфаденоидного глоточного кольца с помощью сверхнизких температур.
Криовоздействие осуществляют амбулаторно под местной поверхностной анестезией. Локальному замораживанию последовательно подвергают пораженные участки обеих небных миндалин, в каждой из которых намечали 1—3 криодеструктивных очага диаметром 0,5 см. Экспозиция в каждой точке 3 мин. Пораженная лептотрихозным процессом язычная миндалина и боковые столбы ротоглотки криовоздействию не подвергают. Учитывая бескровность и малую болезненность криовоздействия, оно может производиться в амбулаторных условиях.
Все больные хорошо переносили криотерапию. Дисфагические явления были выражены умеренно и исчезали через 5—7 дней. М. Е. Загорянская (1986) проанализировала результаты лечения 133 больных лептотрихозом ротоглотки. У 76 (57%) из них через 3—4 нед после вмешательства небные миндалины полностью очистились от лептотрихозных очагов, а через 2—3 мес они исчезли с боковых столбов и гранул глотки, а к 4-му месяцу — и с язычной миндалины.
У больных через месяц после криовоздействия небные миндалины очистились не полностью, в связи с чем оно было повторено через 4 6 нед от 1 до 6 раз. У этих больных очищение язычной миндалины и задней стенки глотки происходило в период проведения лечения (4—6 мес). В целом достигнуто излечение всех больных. Рецидивов- заболевания не было.
Криотерапия не ограничивается только местным воздействием на ткань миндалин, поскольку исчезают лептотрихозные очаги в областях лнмфаденоидных образовании, не подвергающихся непосредственному воздействию. Таким образом, криовоздействие прн лептотрихозе глотки является малоболезненным и органосохраняющим методом лечения, что позволяет нам рекомендовать его как метод выбора при лечении лептотрихозного процесса.
Следует еще раз подчеркнуть, что тонзиллэктомию как метод лечения лептотрихоза применять не следует. Только прн сочетанных процессах — лептотрихоз и хронический тонзиллит, когда имеются показания к оперативному лечению (например, декомпенсированная форма хронического тонзиллита), она может быть выполнена. При этом целесообразно сначала ликвидировать лептотрихозное поражение (методом терапии хннозолом пли криовоздействием), а затем произвести тонзиллэктомию. Такое последовательное лечение рационально и потому, что у части больных под влиянием лечения лептотрихоза исчезают и признаки хронического тонзиллита.
Таким образом, точный диагноз при воспалительном заболевании ротоглотки, в частности миндалин, важен не только для правильного определения характера патологического процесса, но и для проведения наиболее эффективной патогенетической терапии.
В.Я. Кунельская