Первая помощь при остром инфаркте миокарда

Ангинальная боль, длящаяся более 15 мин, не снимаемая нитроглицерином или сопровождающаяся профузным потом, одышкой, тошнотой или рвотой, предполагает ОИМ. Долговременные популяционные исследования показывают, что примерно 20 % ОИМ клинически не распознаваемы. Предполагается (хотя единодушное мнение по этому вопросу отсутствует), что больные сахарным диабетом более склонны к молчаливому инфаркту миокарда.
Ввиду возможного пропуска диагноза инфаркта миокарда большинство врачей настроены довольно консервативно и госпитализируют пациентов, имеющих какой-либо эпизод, предполагающий ишемию миокарда- вот почему чувствительность клинических тестов при ОИМ достигает 87—98 %, но вместе с тем это означает, что их специфичность низка, и поэтому диагноз ОИМ подтверждается менее чем у Уз таких больных. Однако значение госпитализации подобных больных не может оцениваться только этими данными, поскольку они не включают больных с нестабильной стенокардией, у которых развитие ОИМ предотвращается госпитализацией и агрессивным лечением.

Расслоение аорты

Частота расслоения аорты примерно в 1000 раз меньше частоты инфаркта миокарда, так что, к сожалению, первоначальный диагноз этого заболевания у пациентов с загрудинной болью рассматривается редко. Примерно 80 % больных — гипертоники в возрасте от 50 до 70 лет. Наиболее частым симптомом расслоения аорты является внезапное начало раздирающих болей в грудной клетке или в межлопаточной области.
Около 30 % больных имеют очаговые или генерализованные неврологические признаки. Частота других симптомов и признаков варьирует в зависимости от локализации расслоения — в восходящей и(или) нисходящей части аорты (табл. 1). Лечение в острый период требует тщательного контроля артериального давления для предупреждения дальнейшего расслоения и разрыва. После относительной нормализации АД рекомендуется проведение ангиографии для уточнения диагноза и планирования возможного хирургического вмешательства.
Таблица 1. Признаки и симптомы расслоения аорты

Локализация боли

Поражение аорты, %

 восходящая часть

нисходящая часть 

Передняя

45

17

Задняя

5

28



Обе

38

45

Отсутствие боли

12

10



Систолическое АД более 160 мм рт.ст.

30

55

Гипертензия в анамнезе

50

70

Аортальная регургитация

65

7

Сердечная недостаточность

20

3

Изменения периферического пульса

65

10

Перикардит 

Боли при перикардите часто бывают острыми, упорными и тяжелыми, локализуются за грудиной и иррадиируют в спину, шею или нижнюю челюсть. Боль может усиливаться при каждом сокращении сердца, движении грудной клетки или дыхании и ослабевает в положении сидя с наклоном вперед. Если имеется связь с поражением плевры (плевроперикардит), то боль может быть преимущественно плевритической.
Диагноз перикардита подтверждается при наличии шума трения перикарда, который может иметь от одного до трех компонентов: пресистолический, систолический и ранний диастолический. Однако шум трения перикарда прослушивается лишь периодически. На ЭКГ отмечается повышение сегмента ST или инверсия зубца Т в зависимости от стадии заболевания- эти изменения лучше всего определяются на серийных ЭКГ. В полости перикарда часто присутствует небольшое количество свободной жидкости, однако это может выявляться только при эхокардиографии.

Другие состояния 

Ангинальные боли могут быть обусловлены гипертрофической кардиомиопатией (идиопатический гипертрофический субаортальный стеноз) и стенозом аортального клапана, что предположительно связано с недостаточным кровоснабжением гипертрофированного миокарда. Загрудинная боль может иногда иметь место и при пролапсе митрального клапана или митральном стенозе. Нитроглицерин при этом, как правило, не помогает.

Тромбоэмболия легочной артерии 

При тромбоэмболии легочной артерии наиболее частыми симптомами являются плевритическая боль в груди, одышка, тахипноэ и тахикардия. У некоторых больных боль не носит плевритического характера, часто присутствует скелетно-мышечный компонент.
У большинства больных с документированной ТЭЛА отмечается следующее:
  • факторы (в анамнезе), предрасполагающие к венозному тромбозу (иммобилизация, раковое заболевание, тучность, беременность, прием контрацептивов);
  • анамнестические данные о застойной сердечной недостаточности, венозном тромбозе или ТЭЛА;
  • физические признаки тромбоза глубоких вен. 
Между острым вирусно-идиопатическом плевритом и острой ТЭЛА имеется существенное различие- первое заболевание обычно бывает самолимитирующимся и доброкачественным, тогда как второе может быть рецидивирующим и фатальным. В то время как у большинства больных с ТЭЛА наблюдаются некоторые рентгенологические отклонения, больные с плевритом имеют нормальные рентгенограммы грудной клетки, и лишь у 10—15 % из них отмечается плевральный выпот.

Медиастинит 

Медиастинит обычно возникает после спонтанного или травматического разрыва (перфорация) пищевода и характеризуется ретростернальной болью, лихорадкой и лейкоцитозом периферической крови. При рентгенологическом исследовании грудной клетки могут обнаруживаться расширение средостения или его эмфизема вследствие инфицирования газообразующими микроорганизмами. Эмфизема средостения может также возникнуть в результате разрыва легочных альвеол или бронхиол, что наиболее часто наблюдается при острых приступах бронхиальной астмы. Тяжелая субстернальная боль и медиастинальное потрескивание при аускультации предполагают диагноз медиастинита.

Другие плевропульмонапьные заболевания 

Загрудинную боль могут вызывать самые разные заболевания легких или плевры. При спонтанном пневмотораксе обычно наблюдается внезапное возникновение острой плевритической боли в груди и одышка, однако небольшой пневмоторакс может сопровождаться весьма немногочисленными симптомами и признаками.
Спонтанный пневмомедиастинум обычно вызывает сильную прекордиальную боль, одышку, дисфагию, боли в шее и подкожную крепитацию. Медиастинальное потрескивание при аускультации (признак Хаммена) определяется примерно в 50 % случаев. Хотя и спонтанный пневмоторакс, и пневмомедиастинум часто бывают доброкачественными и самолимитирующимися. Необходим более либеральный подход к получению рентгенограмм грудной клетки для выявления этих заболеваний при небольших скоплениях воздуха.
Пневмония или респираторная инфекция обычно проявляется продуктивным кашлем, лихорадкой, одышкой и плевритической или постоянной болью в груди. При резком обострении обструктивного заболевания легких также возможно появление загрудинной боли, обычно перекрываемой симптомом одышки. При наличии такой боли, особенно у пожилых, осуществляются ЭКГ и рентгенография для исключения ишемии миокарда или пневмоторакса.

Патология пищевода 

Острая загрудинная боль может быть обусловлена различными расстройствами пищевода (наблюдаемыми в комбинации или изолированно): гастроэзофагеальным рефлюксом, грыжей пищеводного отверстия диафрагмы, ахалазией, диффузным спазмом пищевода, "пищеводом щелкунчика", гипертензией в нижнем сфинктере пищевода и неспецифическими двигательными расстройствами пищевода.
При идентификации болей пищеводного происхождения необходимо отметить следующее:
  • частую изжогу;
  • симптомы кислой регургитации (срыгивание);
  • одинофагию;
  • ощущение пищевого комка;
  • быструю насыщаемость после начала еды;
  • боли, возникающие через несколько минут после прекращения физической нагрузки;
  • боли, часами сохраняющиеся как фон;
  • отсутствие латеральной иррадиации боли.

Загрудинная боль костно-мышечного происхождения 

Костно-мышечные причинные факторы загрудинной боли были установлены еще в начале века (в 20-х годах). Определен ряд специфических синдромов- некоторые из них кратко обсуждаются.

Реберно-грудинный синдром

Боли локализуются по парастернальным линиям в области соединения хрящевых концов ребер с грудиной и обычно ощущаются во многих местах, чаще всего в области между вторым и пятым реберными соединениями. Основным физическим признаком заболевания является пальпаторная болезненность в местах боли, но без припухания. Боль может возникать и в покое, но обычно она провоцируется физической нагрузкой, изменениями положения тела или стрессовыми ситуациями при напряжении грудной стенки.
Боли имеют различную продолжительность — от нескольких секунд до нескольких часов. Специфическая причина заболевания неизвестна. При синдроме Tietze боли вышеуказанной локализации сочетаются с припухлостью реберно-хрящевых соединений. Обычно поражается какой-либо один участок, чаще всего область второго или третьего ребра. Оба вышеназванных синдрома являются самолимитирующими (т. е. спонтанно разрешающимися) и лечатся теплом, противовоспалительными препаратами, анальгетиками и покоем.

Синдром скользящего ребра

Синдром скользящего ребра характеризуется болями, локализующимися по нижнему краю реберной дуги, захватывая область VIII—X ребер. При этом нижележащее ребро выскальзывает вверх, наползая на вышележащее ребро, что вызывает боль и даже слышимый щелчок.

Прекордиальный синдром ловушки

Прекордиальный синдром ловушки характеризуется кратковременными приступами пронзающей боли в передней стенке грудной клетки. Обычно боль проходит через несколько минут покоя и поверхностного дыхания.

Синдром верхней апертуры грудной клетки

Синдром верхней апертуры грудной клетки может быть причиной болей в груди, шее и плече. При расспросе больного часто выясняется, что у него временами бывают парестезии в области верхних конечностей. Пальпация в области надключичной ямки при этом болезненна. Усиленное отведение и наружная ротация рук могут спровоцировать данный синдром и привести к исчезновению пульсации в лучевой артерии. Подъем рук и физические упражнения (с их вовлечением) вызывают парестезии и слабость в обеих конечностях.

Корешковая боль

Корешковая боль, вызываемая остеоартритом или другими спондилоартропатиями, может проявляться болями в грудной клетке, включая предсердную область. Боль в дорсальных корешках бывает сильной, пронзающей и сопровождается парестезиями- боль в вентральных (передних) корешках ощущается как тупая, глубокая и сверлящая. Она носит, как правило, двусторонний характер и может возникать в любом месте за грудиной, в подмышечной области, в плечах и руках. Такие боли могут появляться и при движении, кашле, чиханье (признак Dejerine) или после продолжительного лечения.

Гипервентиляция 

Гипервентиляция способна вызывать загрудинные боли различного характера и вариабельной локализации. При этом обычно не отмечается их четкой зависимости от начала или окончания физического усилия. Боль может длиться часами или даже днями- отмечаются периоды обострения, когда пронзительная и режущая боль как бы наслаивается на постоянную и тупую.
Гипервентиляция бывает вполне очевидной при наличии учащенного и углубленного дыхания, но она может быть и не столь явной, когда вызывается частыми глубокими вздохами на фоне почти обычного дыхания. На ЭКГ определяются неспецифические изменения комплексов ST—T. Как правило, имеется плохая корреляция между субъективными ощущениями больного и объективными проявлениями синдрома- артериальное PCOl примерно у 50 % больных бывает ниже 35 мм рт.ст.
Наиболее целесообразным лечебным мероприятием является искусственное усугубление синдрома учащенным дыханием больного (30—40 в минуту) в течение 5 мин при постоянной регистрации ЭКГ. При этом больной сам начинает понимать, что вся его симптоматика связана именно с гипервентиляцией- улучшение же наступает после вдыхания выдохнутого воздуха из специального мешка.

Резюме

Определенная категория больных при синдроме болей в предсердной области ни своим внешним видом, ни поведением не выдает всей серьезности заболеваний, которые лежат в основе данного синдрома- вместе с тем именно они должны иметь приоритет в диагностике и лечении.
Другие больные, несмотря на частые жалобы и стоны, могут подождать, так как медперсоналу известно, что их симптомы не носят жизнеугрожающего характера. Врачи ОНП должны полагаться на свое умение аналитического опроса, позволяющего сделать правильное предварительное заключение (т. е. умение обоснованно сформулировать свою диагностическую гипотезу). Главным инструментом здесь всегда является тщательно собранный анамнез, а также системное объективное исследование.
Дополнительные тесты могут подкрепить диагностическую гипотезу, однако не следует ожидать получения их результатов для подтверждения диагноза. Диагноз ишемии миокарда или инфаркта никогда не исключается лишь на основании получения нормальной ЭКГ или записи, не отличающейся от предыдущей.
Дж. С. Стапчински

Похожее