Функция надпочечников, синтез гкс на фоне лечения хронического гастрита
Современные методы лечения хронических гастритов носят комплексный характер и состоят в назначении холинолитических препаратов (кватерон, арпе-нал, гексоний, ганглерон и др.) и витаминов (аскорбиновая кислота, тиамин, B6, В12, никотиновая кислота и др.) на фоне рациональной диетотерапии в сочетании с обоснованным применением антибиотических средств, биогенных стимуляторов и т. п. (В. Н. Туголуков и Ц. Г. Масевич, Л. П. Гроховский и т.д.).
Оказалось, что спонтанная экскреция 17-ГОКС у значительного числа больных (в 47% случаев) под влиянием проведенной терапии увеличивается, реже снижается (в 22%), а в некоторых случаях (31%) остается на прежнем уровне.
В то же время спонтанная экскреция 17-КС у большинства больных (в 62% случаев) под влиянием лечения не изменилась. Претерпевала определенную эволюцию и ответная реакция коры надпочечников на введение АКТГ. При этом динамика функционального состояния ГНС имела различный характер.
Так, у ряда больных под влиянием терапии наступала нормализация функционального состояния гипофизарно-надпочечниковой системы с восстановлением нормального уровня спонтанной экскреции 17-ГОКС и 17-КС, а также наличных резервов коры надпочечников. В других случаях наблюдалось лишь частичное восстановление функциональной активности ГНС (нормализовался уровень спонтанной экскреции 17-ГОКС и 17-КС, а наличные резервы коры надпочечников оставались сниженными — или наоборот). Однако у отдельных больных после лечения наблюдалось угнетение функциональной активности гипофизарно-адреналовой системы (реже, напротив, появление признаков повышенной функциональной активности).
Наконец, у части больных состояние гипофизарно-адреналовой системы после лечения не менялось.
Таким образом, гипокортицизм, наблюдавшийся у больных хроническим гастритом, в отличие от болезни Аддисона, является обратимым (функциональным), что подтверждается устранением нарушений со стороны гипофизарпо-адреналовой системы под влиянием лечения (в том числе и негормонального). Тем не менее, у части больных и после проведенной терапии сохраняются явления гипоадрении, что указываетна более глубокое угнетение системы «гипофиз — кора надпочечников». Необходимо отметить, что в таких случаях речь обычно шла о наиболее тяжелых формах хронического гастрита.
Вместе с тем клинические наблюдения свидетельствуют о том, что у некоторых больных в результате лечения не удается достигнуть полного исчезновения субъективных симптомов заболевания (боли, диспепсические явления), а также его объективных признаков, в частности уменьшения степени секреторной недостаточности.
При сопоставлении динамики показателей активности ГНС с изменением показателей секреторной активности желудка и других клинических проявлений хронического гастрита было установлено наличие между ними определенной зависимости.
Характеристика корреляционной зависимости между желудочной и надпочечииковой активностью у больных хроническими гастритами
При суммарной оценке динамики показателей желудочной секреции в группе больных, у которых после лечения функциональное состояние ГНС нормализовалось, было отмечено, что в 59% случаев изменения секреторной функции желудка были также направлены в сторону восстановления. Одновременно во всех случаях после лечения отмечалось значительное улучшение общего состояния больных (прошли боли, уменьшились диспепсические явления, установился нормальный сон и аппетит, улучшилось самочувствие). Таким образом, положительная динамика показателей деятельности ГНС под влиянием лечения, как правило, сопровождалась четким улучшением общего состояния больных и нормализацией секреторной функции желудка.
Напротив, у тех больных, у которых после лечения выравнивания показателей функционального состояния ГНС не наступило или наблюдалось угнетение последней, лишь в 17% случаев изменения секреторной активности желудка были направлены в сторону нормализации. Как правило, больные данной группы, выписываясь из клиники, продолжали предъявлять жалобы на слабость, плохое самочувствие, эпигастральные боли, диспепсические явления, что свидетельствовало об отсутствии улучшения общего состояния.
Специальное изучение характера желудочно-адреналовых взаимосвязей у практически здоровых лиц и больных хроническими гастритами, проводившееся до и после лечения с помощью метода Kracauer и Ramsey, показало, что у практически здоровых лиц между 17-ГОКС и уропепсиногеном, а также отчасти между 17-КС и уропепсиногеном имеется корреляционная зависимость.
Однако относительно низкое значение коэффициента корреляции, а также непостоянный характер коррелятивной связи у разных лиц позволяли предполагать, что в норме секреторная активность желудка полуавтономна по отношению к надпочечникам, что совпадает с имеющимися литературными данными.
Отсутствие у больных хроническими гастритами в стадии обострения статистически значимых желудочно-адреналовых корреляций свидетельствует о нарушении эндокринной регуляции деятельности желудка в смысле ослабления надпочечниковых влияний.
Появление после окончания терапии у больных с поверхностным гастритом отчетливой корреляционной зависимости между 17-ГОКС и уропепсиногеном указывало на усиление желудочно-адреналовых взаимосвязей под влиянием проведенного лечения. Тем не менее, у больных с резко выраженной секреторной недостаточностью признаков восстановления желудочно-адреналовых взаимосвязей под влиянием терапии не отмечалось.
Отсутствие видимой корреляции между желудочной и надпочечниковой функциональной активностью у больных данной группы как до, так и после лечения, очевидно, имеет в своей основе глубокое морфологическое поражение секреторных элементов слизистой оболочки желудка и более выраженное угнетение адренокортикальной системы, свойственное тяжелым формам хронического гастрита.
Резюмируя вышеизложенное, следует присоединиться к мнению В. Н. Туголукова и др. о том, что «секреторная деятельность желудка тесно связана с состоянием гипофизарно-адреналовой системы». Очевидно, степень и характер желудочно-адреналовых взаимосвязей определяют уровень трофических влияний, оказываемых стероидными гормонами на секреторные элементы слизистой желудка, на метаболизм и синтез выделяемых ею веществ.
Однако не следует забывать о том, что изучение желудочно-адреналовых взаимосвязей дает представление лишь об одном из многих механизмов, участвующих в регуляции желудочной секреции, ибо характер и уровень последней зависит от взаимодействия нервных, гормональных и иных влияний.