Глюкокортикостероиды и уропепсиноген при осложненных формах язвы желудка

Из 139 больных женщин было 37 и мужчин 102 в возрасте от 16 до 77 лет. У 94 язвы локализовались в двенадцатиперстной кишке и пилородуоденальной зоне, у 35 — в желудке и у 10 больных имела место двойная локализация (в желудке и в двенадцатиперстной кишке). Длительность заболевания анамнестически колебалась от 3 месяцев до 38 лет, однако преобладали лица с давностью заболевания свыше 5 лет, причем длительно болеющие были в основном старше 50 лет. У 21 больного заболевание осложнилось желудочным или кишечным кровотечением (или их сочетанием). Тяжесть состояния зависела от массивности геморрагии.

У 38 больных имело место прободение язвы. В пожилом возрасте клиническая картина этого осложнения нередко была стертой. У одного больного с 15-летним анамнезом при клиническом, обследовании рентгенологически было выявлено внутреннее прободение вследствие пенетрации язвы задней стенки двенадцатиперстной кишки в общий желчный проток с затеканием контрастного вещества даже в печеночные ходы. Вторая язва у того же больного располагалась на передней стенке двенадцатиперстной кишки. У 2 человек прободение сопровождалось желудочным кровотечением.
У 5 больных язва оказалась малигнизированной, при гистологическом исследовании в области дна или краев каллезной язвы обнаружены раковые клетки.

У 89 человек течение язвенной болезни осложнилось стенозом привратника и начального отдела, двенадцатиперстной кишки, пенетрацией язвы в органы, деформацией желудка, явлениями перигастрита и перидуоденита. У лиц пожилого возраста преобладало сочетание двух или даже трех осложнений. Язвы были каллезными, значительной величины, с инфильтратами в окружности.

Болевой синдром превалировал при малигнизированных, пенетрирующих в другие органы и прободных язвах, как в молодом, так и в пожилом возрасте. Острые боли при гастродуоденальном кровотечении отмечены лишь у 3 больных.

Рентгенологически наблюдались прямые и косвенные признаки, характеризующие язвенную болезнь, причем симптом ниши преобладал у подавляющего числа больных с локализацией язвы в желудке. При наличии язвы двенадцатиперстной кишки относительно чаще выявлялись рубцовые и спаечные изменения ее луковицы.

язва желудка


Все больные были оперированы под интратрахеальным эфир-кислородным или фторатановым наркозом с применением мышечных релаксантов и управляемого дыхания (лишь одному больному в связи с пневмосклерозом была применена перидуральная анестезия).

Объем резекции желудка зависел от локализации язвы (как правило резекция производилась по Гофмейстер—Финстереру). В случаях низко расположенных пенетрирующих язв двенадцатиперстной кишки осуществлялась резекция на выключение. При прободных язвах в ювенильном возрасте операцией выбора являлось ушивание язвы.



В группе лиц с язвой желудка, осложненной стенозом привратника, пенетрацией, деформирующими процессами, показатели экскреции уропепсиногена оказывались нередко сниженными. В ряде случаев мы наблюдали низкий, монотонный уровень экскреции уропепсиногена при пенетрации язвы в органы.

Можно предположить, что низкое содержание этого протеолитического фермента у пожилых длительно болеющих язвенной болезнью лиц зависит от сочетания функционального истощения слизистой желудка с морфологическими сдвигами, т. е. явлениями хронического атрофического гастрита. Данное предположение подкрепляется морфологическим исследованием состояния слизистой в различных отделах желудка после резекции его. При локализации язвы в теле желудка у большинства больных морфологическая картина слизистой отличалась глубиной поражения железистого аппарата, что, по-видимому, и приводило к снижению показателей уропепсиногена.

Гистологические изменения и функциональное состояние слизистой желудка при язве двенадцатиперстной кишки и пилорической зоны свидетельствовали о поверхностных процессах в железистом аппарате. В этих случаях содержание уропепсиногена, как правило, оставалось нормальным (Т.Н. Мордвинкина и Б. Г. Лисочкин).
При выраженном стенозе привратника показатели уропепсиногена повышались, что, по-видимому, можно связать с отеком слизистой желудка.

Показатели спонтанной экскреции 17-КС и 17-ГОКС часто оказывались пониженными, реакция на АКТГ и операционную травму в большинстве случаев была слабой или запоздалой. Если реакция на операцию и была положительной, то повышение показателей 17-ГОКС и 17-КС у многих больных было очень кратковременным и сохранялось всего в течение 1—2 дней. При анализе показателей 17-ГОКС и уропепсиногена у больных с локализацией язвы в двенадцатиперстной кишке или в пилорическом отделе обращало внимание наличие высоких показателей спонтанной экскреции глюкокортикоидов с парадоксальной реакцией на введение АКТГ.

Это особенно часто встречалось при выраженном болевом синдроме у больных молодого возраста. У длительно болеющих лиц более старшего возраста отмечались низкие показатели спонтанной экскреции и зачастую отрицательная реакция на АКТГ. При двойной (в желудке и двенадцатиперстной кишке) локализации язвы наблюдалась или парадоксальная, запоздалая реакция на введение АКТГ, или отсутствие ее, особенно в группе больных в возрасте 30—39 лет и старше 50 лет.

Следует подчеркнуть имеющую место у рассмотренной группы больных корреляцию между показателями 17-ГОКС и уропепсиногена. Касаясь спонтанной экскреции 17-КС, отметим, что даже при выраженном болевом синдроме она была низкой, с запоздалой, слабой или парадоксальной реакцией на АКТГ. Абсолютное число эозинофилов до операции, как правило, оказывалось повышенным, а проба Торна — положительной.

Источник: http://meduniver.com
Похожее