Влияние течения язвенной болезни желудка на синтез глюкокортикоидов
Для изучения роли гипофизарно-надпочечниковой системы в развитии язвенной болезни была специально подобрана группа больных с различной локализацией язвы (малая кривизна, кардиа- и субкардиальный отдел, большая кривизна), давностью и тяжестью заболевания. Чаще всего язвы у больных данной формой болезни локализовались на малой кривизне желудка. Это наблюдалось в 48 из 60 случаев. У 12 больных язва обнаружена в кардиальном отделе или на большой кривизне тела желудка. Анамнестически выяснено, что 18 больных с язвой желудка в прошлом перенесли язву двенадцатиперстной кишки.
Заслуживает внимания тот факт, что клиническая картина у больных, перенесших в прошлом язву двенадцатиперстной кишки, отличалась длительным течением и своеобразной симптоматикой, в частности характером болевого синдрома.Вбольшинстве случаев боли возникали так же, как у больных с язвой в двенадцатиперстной кишке, натощак, напоминая «голодные, ночные». В дальнейшем они сменялись постоянными, теряли четкую связь с приемом пищи и трудно поддавались терапии.
Спонтанная экскреция 17-оксикортикостероидов у больных язвой желудка находилась в пределах от 0,1 до 12,7 мг/сутки. У подавляющего большинства данный показатель был меньше нормального, достигая в ряде случаев крайне низких цифр. Приводим показатели спонтанной экскреции 17-оксикортикостероидов у больных язвой желудка.
Достоверность различий при сравнении с контрольной группой. Средние величины экскреции метаболитов стероидных гормонов у больных мужчин были несколько выше, чем у женщин, но при статистической обработке это различие оказалось недостоверным. При сопоставлении данного показателя с возрастом больных можно было отметить, что у лиц старшей возрастной группы чаще встречались более низкие цифры 17-оксикортикостероидов, нежели у больных относительно молодого возраста. Однако статистический анализ не установил значимости этих различий.
Существенная взаимосвязь обнаруживалась между давностью заболевания и уровнем экскреции 17-оксикортикостероидов. Так, в группе больных, у которых анамнестически давность заболевания составляла 1—5 лет, у 15 из 21 отмечались сниженные показатели экскреции глюкокортикоидов. В то же время у больных с давностью заболевания свыше 5 лет и особенно свыше 10 лет уменьшенные показатели встречались чаще и были еще более низкими. Наиболее часто низкая глюкокортикоидная активность обнаруживалась у больных с тяжелой часто рецидивирующей формой болезни.
На степень и частоту снижения данного показателя определенное влияние оказывала продолжительность обострения заболевания. Так, например, из 16 обследованных в первый месяц обострения сниженные показатели были отмечены лишь у 8, тогда как при затянувшемся обострении длительностью примерно 3—6 месяцев из 28 больных низкие показатели экскреции 17-оксикортикостероидов были обнаружены у 25. У отдельных больных они достигали крайне низких цифр (0,1 мг в сутки).
Весьма показательны в этом отношении данные о ритме экскреции 17-оксикортикостероидов в течение суток. Как видно на рисунке, у больных с небольшой длительностью болезни в ранние периоды обострения содержание 17-оксикортикостероидов в моче в течение суток подвержено значительным колебаниям, причем периоды усиления болей сопровождаются изменением этого показателя. У больных с длительным сроком болезни (20 лет и выше) экскреция 17-оксикортикостероидов однотипна на протяжении всех суток независимо от болей.
Все сказанное свидетельствует о том, что у больных язвой желудка, так же как у больных язвенной болезнью с локализацией язвы в двенадцатиперстной кишке, спонтанная экскреция глюкокортикоидов определяется клиническими особенностями течения заболевания: давностью, частотой обострений и тяжестью клинической картины. Чем выраженнее эти признаки, тем заметнее снижение функции коры надпочечников.
Состояние глюкокортикоидной функции у больных язвой желудка находится в определенной зависимости от места расположения язвы. Так, например, из 43 обследованных с локализацией язвы на малой кривизне пониженные показатели были обнаружены у 28 больных, тогда как при расположении язвы на большой кривизне содержание 17-оксикортикостероидов было крайне низким у всех обследованных.