Сексология и сексопатология подростковая сексуальность на пороге xxi века

Либерализация сексуальной морали и рост подростковой сексуальнойактивности в условиях, когда молодые люди не имели адекватной сексуальнойинформации, повсеместно сопровождались социальными и эпидемиологическимииздержками – увеличением числа незапланированных зачатий и беременностей,ростом ЗППП, к которым в 1980-х гг. присоединился ВИЧ, и т.п. Консервативныекруги использовали эти трудности, особенно эпидемию ВИЧ, для развертыванияантисексуальной истерии и призывов вернуться к полумифическому "целомудренномупрошлому". Никаких положительных результатов это не дало.

В результате профессиональное сообщество ученых, а затем и общественноемнение стали склоняться в сторону стратегии нормализации, то естьпринятия как взрослой, так и подростковой сексуальности в качественормальных, закономерных явлений, которые не подлежат запрету,а нуждаются только в профессиональной помощи для избежания нежелательныхи опасных последствий. Главным фактором социальной политики сталосексуальное просвещение.



Эта новая, пермиссивная стратегия оказалась значительно болееэффективной. Систематическое сравнение статистических показателейдинамики подростковых беременностей, абортов, ЗППП и изнасилованийпоказывает, что в терпимых, пермиссивных странах (Скандинавскиестраны, Нидерланды), дело обстоит гораздо лучше, чем в тех, гдебольше уповают на запреты и ограничения, как, например, в США.В 1996 г. число абортов на 1000 женщин репродуктивного возрастав Нидерландах составляло 6.5, а в США – 22.9 (David, 1999). Исследователиобъясняют успех Нидерландов превосходной программой сексуальногопросвещения и тем, что социальная политика государства совпадаетс личными установками людей.

Это верно и относительно подростков. Хотя раскованная юношескаясексуальность часто бывает рискованной, за последние десятилетиязначительно повысилась контрацептивная культура. По сравнениюс 1970 годами в Европе уменьшилась доля молодых людей, не пользующихсяконтрацепцией при первом сношении. Резко улучшились показателипо ЗППП и заражению ВИЧ-инфекцией.

Ослабление сексистских стереотипов массового сознания и традиционныхидеалов "крутой" маскулинности способствует переориентацииподростковой сексуальности с модели "завоевания" женщинымужчиной на модель коммуникации, переговоров и взаимного согласия(Rademakers,1997). Это уменьшает распространенность сексуальногонасилия. Тем не менее, оно существует. 15.4% французских девушеки 2.3% юношей от 15 до 18 лет сказали, что испытали какое-то сексуальноепринуждение, а у 4.7% девочек и 0.3% мальчиков вынужденным былпервый половой акт (Lagrange et Lhomond). Близкие цифры дает иамериканское национальное исследование (Laumann et al., 1994).Зато в Норвегии, где женское равноправие имеет более глубокиекорни, среди опрошенных 16 – 20-летних пережили свой сексуальныйдебют "под нажимом" только 2.7% девушек и ни один юноша(Traeen and Kvalem, 1996).


Похожее