Сфинктеры желудка и двенадцатиперстная кишка

Сфинктеры желудка и двенадцатиперстная кишка

Вообще, сфинктеров у желудка существует несколько. Первый находится в верхней части пищевода, чуть ниже трахеи.

Он позволяет нам глотать пищу и защищает дыхательное горло от попадания туда проходящих по пищеводу элементов. Он называется верхним. Нижний сфинктер желудка отделяет его полость от пищевода. Однако на выходе из желудка в двенадцатиперстную кишку (так называемая ампула) существует еще одна формация такого же рода. Она тоже является сфинктером — узким двойным кольцом мышечной ткани, обладающим способностью рефлекторно сжиматься и расслабляться. Однако для проведения отличий между ним и предыдущими объектами он чаще всего называется привратником желудка.

Итак, нас сейчас интересует привратник. Потому что именно через него пища попадает из желудка в кишечник. Более того, слово «гастрит» обычно относится именно к области, вплотную примыкающей к привратнику. Как мы уже поняли, за счет постоянного «помешивания» стенками желудка и усиленного выделения кислот пища либо распадается на составляющие (как белки), либо максимально приближается к жидкой консистенции. Потому что любой сфинктер образует довольно узкий просвет в полости органа. И протиснуться сквозь него сможет далеко не всякая пища. Потому чем более жидкой будет консистенция подготовленной желудком массы, тем быстрее и легче она попадет в кишечник. Откровенно же твердая, непереваренная пища не попадет туда ни при каких обстоятельствах.



По мере приближения к привратнику часть кислот в составе этой смеси нейтрализуется. Но, конечно, не полностью. Потому что щелочная среда в желудке — это ничуть не лучше, чем концентраты кислот в кишечнике. И то и другое гарантирует нам язву с выраженным кровотечением. Но мы понимаем, что масса, которая только что прошла через привратник и оказалась в кишечнике, образована пищей, растворенной в кислоте. Откуда же тогда в кишечнике появляется другая среда?



Щелочную среду кишечника обеспечивают отнюдь не его стенки. Стенки кишечника, в отличие от стенок желудка, ничего не синтезируют. Зато они отлично всасывают — такова их основная функция. А секрецию кишечного сока полностью берет на себя поджелудочная железа. Именно она производит панкреатический сок — растворенные в воде щелочи и ряд элементов пищеварительного назначения. Пищеварительные ферменты поджелудочной железы нейтрализуют кислоту в составе пищевого конгломерата и, разумеется, расщепляют то, что не расщепилось в желудке, — сложные углеводы, остатки белков и простых углеводов. Здесь же все готовые к усвоению вещества (выделенные еще в желудке или в кишечнике) всасываются стенками кишечника и поступают оттуда прямо в кровь.

Панкреатический сок сам по себе не содержит компонентов, позволяющих ему расщеплять жиры. Одной липазы для этого не хватит, поскольку ее возможностей хватает лишь для переработки растительного жира. Однако в полость кишечника открывается один из главных протоков желчного пузыря. А желчь как раз состоит из желчных кислот, способных расщеплять животный жир. Поэтому жир в кишечнике все же расщепляется. Однако не усваивается, поскольку он не растворяется в крови. В кишечнике выделяются лишь его молекулы. И тут же получают, наряду с холестерином, белковую оболочку. Это своеобразный органический контейнер, с помощью которого они могут быть доставлены посредством крови в единственный орган тела, занимающийся остаточным усвоением животных жиров. Орган, о котором идет речь, называется печенью.

В протоках печени желчь тоже присутствует. Ее там даже больше, чем в кишечнике. И именно печень распределяет поступившие в нее молекулы — либо немедля превращает их в глюкозу, либо отправляет в точно таких же контейнерах в запас, в жировые ткани тела. Как печень определяет, нужна ли сейчас глюкоза? Почти так же, как и мозг. В сосудах головного мозга имеются специальные рецепторы, которые контролируют уровень сахара в крови. Головной мозг, как и вся центральная нервная система, использует глюкозу для проведения электрических импульсов по своим нейронам. Поэтому он всегда нуждается в сахаре и, так сказать, следит за его уровнем с помощью рецепторов. А когда сахар в крови опасно снижается, он запускает каскад реакций, характерных для голода.

У печени же существует свой собственный запас глюкозы в тканях. Точно такой же есть и во всех скелетных мышцах. Он называется гликогеном — веществом, чуть отличным от свободной глюкозы крови, но способным превратиться в нее, что называется, по первому требованию. Так вот, запасы гликогена в печени могут либо быть в наличии, либо отсутствовать. А от степени их наполненности и зависит то, куда она «скоординирует» только что поступившие молекулы жира.


Похожее