Поджелудочная железа и ее роль в пищеварении
Видео: Печень и ее функции
Понятно, что прежде всего пища попадает в желудок.
И проходит там первичную обработку. То есть подвергается растворению за счет действия пищеварительных кислот — пепсинов. Пепсины представляют собой целый набор сильнодействующих органических кислот. Среди них присутствует в том числе и соляная. Эти кислоты растворяют то, что могут растворить. Мы так говорим потому, что могут они не все. Существуют компоненты пищи, которые не растворяются даже в кислотах желудка. Например, к таковым относится растительная клетчатка (жесткие волокна в овощах и шелуха — плотная оболочка большинства зерновых). А также животный жир и хитин. Последний образует панцирь ракообразных, чешую пресмыкающихся, надкрылья жуков. А в пище его можно встретить в плохо очищенной рыбе (чешуя и плавники) и в грибах, которые образуют свои оболочки с его участием. Естественно, желудок не переварит и ряд несъедобных продуктов — древесину, уголь, каменную пыль, песок, металлическую стружку. Впрочем, на то эти вещества и считаются несъедобными. С другой же стороны, большинство металлов будет-таки усвоено. Просто не в том количестве, в котором оно поступит в желудок со стружкой.
После предварительного расщепления масса, которая уже обрела однородную и жидкую консистенцию, поступает дальше, в кишечник. Желудок отделен от кишечника сфинктером — узким простенком, своего рода клапаном, который никогда не перекрывается полностью, но и не позволяет просачиваться в кишечник слишком большому количеству кислот. Сужение сфинктера желудка за счет хронического воспаления приводит к порывистой, короткой рвоте. Наиболее часто оно наблюдается у детей в возрасте до года. В этот период характерная детская «отрыжка» не является патологией, так как желудочно-кишечный тракт малыша просто учится нормально функционировать. Однако подобное явление у взрослых лечится только оперативно;
Тонкий кишечник, как и было сказано, сам по себе не способен на дальнейшее расщепление поступившего конгломерата веществ. Единственное, что он смог бы сделать, так сказать, самостоятельно, это всосать своими стенками «готовую» их часть.
И то активностью одного желудка надолго пищеварение продлить не получилось бы. Дело в том, что основная пищеварительная среда желудка — кислая. А кишечника — уже щелочная. Даже несмотря на то, что в него поступает, по сути, растворенная в кислотах масса. Ощелачивание происходит в кишечнике именно за счет активности его пищеварительных ферментов. Вернее, не его, а поджелудочной железы. Именно по этой причине одно из наиболее распространенных последствий панкреатита — язвенная болезнь кишечника. Щелочная реакция без ферментов поджелудочной просто не наступает. И кислоты желудка, не прошедшие стадию химического «обезвреживания», начинают разъедать не приспособленные к такой среде стенки кишечника.
Однако пока мы говорим о норме, а не о болезни, продолжим. Итак, пища поступила в кишечник, и подразумевается, что там она пройдет остаточное расщепление. Иными словами, что она усвоится. А неусвояемый остаток отправится дальше, чтобы покинуть организм всем известным путем. Как мы уже понимаем, это самое остаточное усвоение нам будут обеспечивать одновременно несколько органов. У нас есть несколько основных элементов пищи, создающих ее питательную ценность. Белки, жиры и углеводы. Все три слова у нас постоянно на слуху. И мы даже привыкли делить их на «друзей» и «врагов» нашей фигуры.
Так, углеводы относятся к наименее желательным компонентам в рационе людей с лишним весом. Среди жиров наименее предпочтительными выглядят животные жиры. С растительными же мы можем «помириться», если будем тщательно следить за их количеством в блюдах. Наконец, белки относятся к числу наиболее безобидных компонентов с точки зрения лишнего веса. И наиболее подходящих для роста мышц.
Так или иначе, все эти элементы будут выделены из пищи и доставлены в кровь именно в кишечнике. На самом деле мы сказали не совсем правильно. Ферменты поджелудочной железы тоже имеют ограничения своих биологических «полномочий». В частности, они не расщепляют жиры. Сами по себе — нет. Для расщепления (окисления) молекул жира должна сработать печень. А еще точнее, желчный пузырь. Именно желчь является концентратом желчных кислот, который способен расщеплять как растительный, так и животный жир до пригодной к употреблению формы. Таким образом, без участия печени и желчного пузыря поступившие в кишечник жиры не усвоятся.
В то же время активность этих двух органов служит своего рода индикатором активности для поджелудочной. Дело в том, что абсолютно все элементы питательной ценности (и белки, и жиры, и углеводы) в итоге превратятся в глюкозу. Так что в некотором смысле нашему телу все равно, что мы едим. Биологическое различие между мясом и пирожным не столь велико, как кажется нашим вкусовым рецепторам. Но оно существует. В том смысле, что часть этих элементов распадается на глюкозу быстрее и проще. А часть — нет. Быстрее всего глюкоза образуется из углеводов. Потом идут белки. А жиры занимают самое последнее место. По этой причине диетология и рекомендует ограничить углеводы — из-за большой скорости их усвоения.
Итак, все, что мы съели, в конечном счете станет глюкозой. Чтобы понять, каким образом этот факт связан с работой поджелудочной, нам придется вспомнить об одной тоже очень известной в наше время болезни. Речь идет о сахарном диабете. При сахарном диабете как раз поджелудочная железа больного перестает производить инсулин. Инсулин — это не пищеварительный фермент, а гормон. И поступает он из железы не в кишечник, а в кровь. То есть туда же, куда просачивается сквозь стенки кишечника вся глюкоза. В отсутствие инсулина клетки тканей просто не могут ни захватить молекулу глюкозы из кровотока, ни переработать ее. Потому без синтеза этого гормона в поджелудочной пища перестает не перевариваться, а усваиваться.
Видео: Спорт и здоровье. Часть 3. (Роль поджелудочной железы и её поддержка для увеличения результатов.)
Выходит, что поджелудочная железа в процессе пищеварения выполняет одновременно две функции — помогает выделить глюкозу из пищи, а после — усвоить ее. Иначе говоря, для адекватного выполнения обеих биологических обязанностей она должна каким-то образом соотносить эти два вида активности. Еще проще: она должна уметь делать то же, что умеет каждый диабетик, — измерять количество пищи не по ее весу или составу, а по ее гликемическому индексу (содержанию глюкозы). Вот она и соотносит. Активизация печени и синтеза желчи как бы подсказывает ей, что пища поступила жирная и богатая холестерином. Уровень холестерина в пище желчный пузырь определит точнее часов. Дело в том, что холестерин является основным веществом, из которого он производит свои желчные кислоты. Так что этот орган никогда не ошибается в оценке запасов критически для него важного компонента.
По реакции печени поджелудочная железа приблизительно оценивает содержание тех компонентов, которые она сама не расщепит и не усвоит сейчас. Но которые после поступят в кровь в виде глюкозы — и вот уже тогда только от нее будет зависеть, усвоятся ли они вообще. Поэтому активность поджелудочной железы регулируется в зависимости от активности всех участвующих в цепочке органов, а не только кишечника.
Впрочем, не будем сбрасывать последний со счетов вовсе. Между ним и поджелудочной железой существует не менее прочная взаимная обусловленность рефлексов. Как желудок, так и кишечник постоянно, непрерывно сокращаются. Такое сокращение стенок органов желудочно-кишечного тракта называется перистальтикой. И перистальтика имеет место, даже если пищи в пределах этих органов сейчас нет. В такие периоды она ослабевает, а усиливается вновь в двух случаях: если уровень глюкозы в крови падает до опасно низкой отметки (то есть человек голоден) или если пища поступила.
Перистальтика как явление не поддается контролю сознанием. Как и ритм сердца. Тем не менее управляет ею головной мозг. Его рецепторы контролируют уровень сахара в крови потому, что без него нейроны головного мозга работать не могут. Потому головной мозг и занимается регулированием активности ЖКТ в различные периоды голода/ насыщения организма. Естественно, что для каждой фазы, связанной с питанием организма, у него существует свой стандартный набор реакций. При поступлении пищи в желудок мозг с помощью гормонов гипофиза усиливает перистальтику желудка и кишечника. Это нужно, чтобы усилить действие пищеварительных кислот и ферментов. Непосредственно на поджелудочную эти гормоны не действуют, так как они лишь ускоряют сокращение в способных к таковому тканях. Ткани же поджелудочной сокращаться не могут.
Зато поджелудочная железа явно ориентирована на фиксацию уровня перистальтики кишечника. Затем она и охватывает его своей шейкой. И чем чаще сокращаются стенки кишечника, тем сильнее они стимулируют секреторную деятельность поджелудочной — в том числе путем чисто физического массажа. Учитывая, что кишечник будет сокращаться тем сильнее, чем больше объем поступившей в него пищи, эта взаимосвязь всегда срабатывает в нужном направлении.