Периферический рак легкого
Видео: периферический рак легкого
Периферический рак лёгкого долгое время протекает без клинических симптомов и, как правило, распознаётся довольно поздно. Первые симптомы выявляют лишь тогда, когда опухоль начинает оказывать давление на рядом расположенные структуры и органы или прорастает их. Наиболее характерными симптомами периферического рака лёгкого являются боли в грудной клетке и одышка.
Боли в грудной клетке, наблюдаемые у 20—50% больных, постоянные или перемежающиеся, не связаны с актом дыхания, обычно локализованы на стороне поражения. Чаще они возникают при развитии новообразования в плащевой зоне лёгкого, особенно при прорастании висцеральной плевры и грудной стенки.
Выраженность одышки зависит от размера опухоли, степени сдавления анатомических структур средостения, особенно крупных венозных стволов, бронхов и трахеи. Одышку наблюдают приблизительно у 50% больных, из которых только 10% — с начальными стадиями заболевания.
Прорастание бронха сопровождается кашлем и кровохарканьем, эти симптомы в отличие от центрального рака не являются ранними. Нередко отмечают симптомы общего воздействия опухоли на организм больного: слабость, повышение температуры тела, быстрая утомляемость, снижение трудоспособности и др.
В более поздней стадии заболевания, когда опухоль распространяется на крупный бронх и сужает его просвет, клиническая картина периферического рака становится сходной с таковой центрального. На данной стадии заболевания результаты физикального исследования одинаковы при обеих формах рака лёгкого. Вместе с тем, в отличие от центрального рака, при рентгенологическом исследовании на фоне ателектаза выявляют тень самой периферической опухоли. При периферическом раке опухоль нередко распространяется по плевре с образованием плеврального выпота.
«Полостная» форма периферического рака является результатом некроза и расплавления тканей в центре опухоли. Эта форма рака сопровождается признаками воспалительного процесса (кашель, необильное отхождение мокроты, кровохарканье, повышение температуры тела). Деструкция опухоли чаще возникает у лиц мужского пола, в возрасте старше 50 лет, при больших размерах опухолевого узла.
Рак верхушки лёгкого представляет собой разновидность периферического рака. Его клиническая симптоматика является результатом прорастания опухоли через купол плевры плечевого сплетения, поперечных отростков и дужек нижних шейных позвонков, а также симпатического ствола: боли в плечевом суставе и плече, прогрессирующая атрофия мышц дистальных отделов предплечья и синдром Бернара—Хорнера (миоз, птоз, энофтальм). Данный симптомокомплекс описал Пэнкост в 1924 г., он может наблюдаться при различных опухолевых процессах, локализующихся в верхней апертуре грудной клетки.
Атипичные клинико-анатомические формы рака лёгкого встречаются реже. Медиастинальная форма рака лёгкого проявляется множественными метастазами в лимфатических узлах средостения, при этом первичную опухоль в лёгком всеми доступными клиническими методами выявить не удаётся. Рентгенологически она симулирует опухоль средостения с клиническими признаками сдавления его органов и сосудов — синдром сдавления верхней полой вены (отёчность лица и шеи, расширение вен передней грудной стенки и шеи, цианоз), охриплость, афония, попёрхивание жидкой пищей и др. Первичный карциноматоз характеризуется множественными узлами в лёгких, когда первичный узел рака неизвестен. Клинически он проявляется одышкой и общими симптомами, а рентгенологически напоминает милиарный туберкулёз лёгких и другие диссеминированные заболевания.
При раке лёгкого выделяют паранеопластические синдромы, связанные с гиперпродукцией гормонов (синдром секреции адренокортикотропного [АКТГ], антидиуретического, паратиреоидного гормонов, эстрогенов, серотонина). Эти синдромы в большей степени характерны для мелкоклеточного рака. Кроме того, рак лёгкого может сопровождаться тромбофлебитом, различными вариантами ней- ро- и миопатии, своеобразными дерматозами, нарушениями липидного обмена.
Гормоноподобные субстанции — своеобразные маркёры малигнизации, их можно обнаружить радиоиммунологическими методами. Чаще всего опухоль секретирует АКТГ или его метаболические предшественники. Уровень глюкокортикоидов в сыворотке крови и моче таких больных нередко выше, чем при синдроме Кушинга, и его труднее блокировать медикаментозно. Клинически у 3—5% больных раком лёгкого выявляют артралгический и ревматоидный синдромы, лёгочную остеоартропатию, гинекомастию, невриты, дерматомиозиты, сосудистые тромбозы. Подобные проявления часто исчезают после излечения больного.
Рак лёгкого первоначально часто может проявляться своеобразным синдромом — гипертрофической лёгочной остеоартропатией Мари—Бамбергера, заключающейся в утолщении и склерозе длинных трубчатых костей голеней и предплечий, мелких трубчатых костей кистей и стоп, припухлости суставов (локтевых, голеностопных), колбовидном утолщении концевых фаланг пальцев кистей («барабанные палочки»). Некоторые авторы считают паранеопластическим синдромом язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, которая иногда возникает у таких больных.
Савельев В.С.
Хирургические болезни