Пересадка почки

Видео: Советы пациентам после пересадки почки

Пересадка почки оказалась наиболее перспективной в проблеме пересадки органов. Быстро возрастающее число этих операций, расширение сети трансплантационных центров во всем мире свидетельствуют о безусловной эффективности данного метода. Если к 1969 г., по данным Международного регистрационного центра по пересадке органов, было выполнено 2347 трансплантаций почек, то к 1977 г. — более 30 000. 
Серьезное изучение проблемы пересадки почки началось с экспериментальных работ А. Саrrell (1902), Е. Ulmann (1902), A. De Castello (1902) и Е. Unger (1910). На этом этапе в экспериментах на животных была отработана техника восстановления магистрального кровотока при ауто- и аллотрансплантацициях почек, выявлена способность гипотермической перфузии сдерживать развитие ишемических повреждений в трансплантируемом органе, установлена возможность восстановления функции органа после ишемии его в течение 1 ч.
Эксперименты помогли выявить некоторые функциональные и гистологические признаки реакции отторжения трансплантата [Carrell А., 1908]. В 1902 г. австрийский хирург Е. Ulmann выполнил первую ксенотрансплантацию почки, пересадив больной с уремией почку свиньи. Эта попытка, естественно, оказалась безуспешной, как и подобные усилия в этом направлении других исследователей (Jaboulay М., 1905- Unger Е., 1910].
Принципиально новое направление в трансплантации почки было заложено советским ученым Ю. В. Вороным. В 1934 г. он сообщил о выполненной им пересадке трупной почки женщине, умиравшей от ОПН, развившейся вследствие отравления сулемой. Донором почки был труп мужчины, погибшего от черепно-мозговой травмы.
С позиций современной трансплантологии выбор донора надо признать весьма правильным, так как опыт показывает, что почки, изъятые для пересадки у этой категории трупных доноров, оказываются менее поврежденным и и быстрее восстанавливают свою функцию. Не случайным был и выбор реципиента. Сулема, по мнению Ю. В. Вороного, угнетая ретикулоэндотелиальную систему и уменьшая силу иммунного ответа, должна была способствовать приживлению трансплантата. Несмотря на неблагоприятный исход пересадки (больная умерла через 2 сут при отсутствии функции пересаженной почки), эту операцию следует считать качественно новым этапом в истории трансплантологии.
После Ю. В. Вороного пересадку трупной почки пытались осуществить ряд зарубежных хирургов [Lawrer R. et al., 1950- Dubost С. et al., 1951- Servell M. et al., 1951- Kuss R. et al., 1951], но, поскольку в то время не проводилась иммунодепрессивная терапия, им не удалось добиться продолжительного функционирования пересаженного органа. Исключением является, пожалуй, единственный случай, опубликованный в 1954 г. J. Murray и R. Holden. В этом наблюдении трансплантат предварительно был подвергнут перфузии раствором, содержащим гепарин, а период ишемии составил всего 2½- ч. Через 15 мес после трансплантации без применения иммунодепрессии функция трансплантата оставалась вполне удовлетворительной. Такой результат можно объяснить одним фактором — случайным совпадением или высокой степенью близости генотипов донора и реципиента.



Более успешными оказались пересадки почек от близких родственников. Так, D. Нumе (1953) наблюдал функционирование трансплантата, взятого от идентичного близнеца, в течение 5 мес. Несколько недель функционировала почка, взятая от матери и пересаженная сыну, потерявшему единственную почку [L. Michon et al., 1953].
Большой вклад в развитие пересадки почки внесли ученые Бостонского трансплантационного центра. Ими было показано, что в случаях иммунологической совместимости, которая наблюдается при пересадке от близких родственников или близнецов, трансплантат может функционировать годами. Успех определяется и тем обстоятельством, что срок тепловой ишемии в подобных случаях сокращается до минимума [Murray J., 1963].
Достижения иммунологии и внедрение в клиническую практику медикаментов (6-меркаптопурин и его производные, кортикостероидные гормоны) и рентгеновского облучения, подавляющих иммунологическую реакцию отторжения трансплантата, вывели трансплантологию на качественно новый этап и позволили существенно улучшить результаты, даже при пересадке почки от трупа [Hamburger J. et al., 1962, 1963- Murray J. et al., 1963]. Именно поэтому в 60-е годы во многих странах начало быстро увеличиваться число случаев пересадки почки.
В Советском Союзе первая успешная пересадка почки от живого родственного донора (от матери — дочери) была выполнена 15 апреля 1965 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте клинической и экспериментальной хирургии (ВНИИКиЭХ) МЗ СССР акад. Б. В. Петровским. Спустя несколько месяцев им же была произведена пересадка почки от трупа. К настоящему времени в Советском Союзе накоплен значительный опыт (более 2000 операций) по пересадке почки. Только во ВНИИКиЭХ выполнено более 550 трансплантаций почек. Пересадка почки в нашей стране осуществляется не только в ведущих центрах (ВНИИКиЭХ, НИИ трансплантологии и искусственных органов, урологическая клиника II ММИ), но и в центрах других крупных городов (Ленинград, Киев, Рига, Минск, Алма-Ата, Кемерово, Ташкент и др.).
Большое внимание уделяется не только расширению сети трансплантационных центров, но также организации и совершенствованию донорства почек, изучению иммунологической совместимости донора и реципиента, совершенствованию и разработке новых средств иммунодепрессии, диспансеризации и реабилитации больных, подвергшихся трансплантации почек.
Клиническая нефрология
под ред. Е.М. Тареева

Похожее