Специфическая иммунотерапия пыльцевыми аллергенами

Видео: аллергология.avi

Из 62 больных с сочетанной полиаллергией с включением аллергии к пыльце растений специфическое лечение проведено пыльцевыми аллергенами.

Специфическое лечение проводилось смесью сорных трав с включением аллергена амброзии (33 больным), смесью луговых и сорных трав, смесью луговых трав (2 пациентам).

Как свидетельствуют данные таблицы 31, отличных и хороших результатов получено 62,6 ± 5,6%, удовлетворительных - 37,4 ± 5,6%.

Таблица 31. Эффективность специфической иммунотерапии пыльцевыми аллергенами у больных бронхиальной астмой
Эффективность специфической иммунотерапии пыльцевыми аллергенами у больных бронхиальной астмой

В процессе наблюдения за больными у 16 больных присоединилась аллергия к пыльце амброзии. Пыльцевая аллергия присоединилась у 12 больных бронхиальной астмой в сроки от 7 до 20 лет, у большинства при нерегулярном проведении иммунотерапии, с недостаточным числом курсов (1 - 2) с последующей нестойкой клинической ремиссией.

С профилактической целью проводилась вторичная иммунопрофилактика.

Противорецидивные курсы иммунотерапии проведены при появлении первых признаков начинающегося обострения — насморк, чихание, кашель, что позволило приостановить обострение.

Выписка из истории болезни №638

Больной Ш. К., 38 лет, обратился в аллергологический кабинет. Жалобы при обращении: приступы удушья каждую ночь дома, свистящее дыхание, кашель, заложенность носа, периодически насморк, в стационаре — здоров. Давность заболевания — 4 года. Семейный аллергологический анамнез отягощен — у брата — бронхиальная астма. В процессе аллергологического обследования определен общий IgE — 2800 МЕ/мл. Кожно-аллергические пробы и базофильный тест Шелли определили наличие бытовой и эпидермальной аллергии к домашней пыли, перу подушек, шерсти овцы.

Проведены подряд три курса специфической иммунотерапии: при 1-м курсе с хорошим, а затем при 2-м и 3-м курсах с отличным эффектом- в течение 10 лет чувствовал себя хорошо. Затем стал беспокоить насморк, что и явилось основанием для проведения курса профилактической иммунотерапии для предупреждения рецидива астмы. Отдаленные результаты: на протяжении 15 лет никаких клинических проявлений заболевания нет.

Анализ длительности ремиссии показал, что у больных после проведения 1 - 2 курсов лечения ремиссия составляла 2-4 года, а у больных, прошедших 3-5 курсов, длительность ремиссии составляла от 4 до 14 лет, поэтому противорецидивные курсы иммунотерапии было решено проводить через 3-5 лет клинической ремиссии. ,

Противорецидивные (поддерживающие) курсы иммунотерапии проведены на фоне полного здоровья для предупреждения рецидива астмы и продления продолжительности клинической ремиссии.

Выписка из истории болезни №169

Больная Б. 3., 35 лет, обратилась в аллергологический кабинет с жалобами на то, что первый приступ удушья спровоцирован запахом ацетоновой краски. В последующем приступы удушья приняли тяжелое течение, в связи с чем в терапевтическом стационаре больная получила курс гормональной терапии. Несмотря на это, приступы удушья продолжались. Больная направлена в аллергологический кабинет, где в результате обследования выявлена аллергия к домашней пыли и перу подушек, поставлен диагноз атопической формы бронхиальной астмы. Больная прошла 4 курса специфической иммунотерапии. После 2-го курса был получен отличный эффект. Через 4 года проведен курс профилактической иммунотерапии. Отдаленные результаты специфической иммунотерапии — отличный эффект отмечается на протяжении 26 лет.

В данном случае курс профилактической (поддерживающей) иммунотерапии проведен на фоне полного здоровья с целью предупреждения рецидива астмы.

Данные, полученные в процессе лечения, показали, что специфическая иммунотерапия смесью бытовых и эпидермальных аллергенов с подключением аллергена клеща улучшила терапевтический эффект на 19,9%, проведение специфического лечения краевым аллергеном — на 23,3%. Проведение специфической иммунотерапии в условиях горного климата Приэльбрусья улучшило терапевтический эффект на 40,2%. При проведении специфического лечения пыльцевыми аллергенами у 62,6 ± 5,6% больных получены отличные и хорошие результаты лечения. В группе больных с сочетанной бытовой, эпидермальной и пищевой аллергией проведено дополнительно лечение гистаглобулином, что также улучшило терапевтический эффект.

В результате поэтапной иммунотерапии трудно поддающихся лечению больных достигнуто в целом 80,5 ± 2,7% отличных и хороших результатов (табл. 32).

Таблица 32. Результаты поэтапной специфической иммунотерапии больных бронхиальной астмой


Результаты поэтапной специфической иммунотерапии больных бронхиальной астмой

Как следует из таблицы 33, у 177 (80,5 ± 2,7%) больных получен отличный и хороший результат, у 25 (11,3 ± 2,1%) — эффект лечения удовлетворительный, у 18 (8,2 ± 1,8%) — вновь возобновились приступы удушья после длительной клинической ремиссии. Анализ причин удовлетворительного эффекта и рецидива астмы показал, что в основе лежал нестойкий терапевтических эффект с недостаточным числом курсов иммунотерапии, а это обусловило присоединение аллергии к амброзии и формирование сочетанной полиаллергии.

Непрерывность основного курса СИТ

Чрезвычайно важным условием явилась непрерывность основного курса СИТ (табл. 34).

Таблица 33. Результаты специфической иммунотерапии у 220 больных, прошедших специфическую иммунотерапию
Результаты специфической иммунотерапии у 220 больных, прошедших специфическую иммунотерапию

Таблица 34. Специфическая иммунотерапия
Специфическая иммунотерапия

Таблица 35. Результаты эффективности СИТ
Результаты эффективности СИТ

Эффективность лечения больных с атопической бронхиальной астмой, имеющих сенсибилизацию к 2 группам аллергенов, была высокой и составила 85% отличных и хороших результатов.

Результаты СИТ

Результаты СИТ у больных атопической астмой (108 человек), имеющих сенсибилизацию к 1 - 2 группам аллергенов, показывают, что следует обратить внимание и на тот факт, что у 70 больных, прошедших лечение с отличным и хорошим эффектом, со стойкой клинической ремиссией, через 15 лет не присоединилась пыльцевая аллергия, т. е. бивалентная аллергия не трансформировалась в поливалентную. Это еще раз подчеркивает значимость специфической иммунотерапии как фактора, тормозящего трансформацию бивалентной аллергии в поливалентную.

Оценивая в целом как непосредственные, так и отдаленные результаты лечения на протяжении 30 лет, можно сделать следующие выводы:

1) для успеха лечения важное значение имеет ранний диагноз и своевременно начатое специфическое лечение;
2) исключительное значение имеет выявление специфических причинно-значимых аллергенов, необходимых для проведения иммунотерапии;


3) следует постоянно наблюдать за больными с аллергией, так как нередко к исходной сенсибилизации присоединяются и другие (пищевая, пыльцевая, клещевая), формирующие полиаллергию;
4) очень важно выдерживать последовательность и непрерывность проведения курсов иммунотерапии;
5) целесообразно введение вторичной иммунопрофилактики бронхиальной астмы путем проведения иммунотерапии, через каждые 3-5 лет клинической ремиссии, после проведения специфического лечения.

При регулярном лечении на стадии бивалентной атопической сенсибилизации (не менее двух курсов подряд) мы получали хороший терапевтический эффект со стойкой клинической ремиссией, для продления которой необходимо было проведение еще курсов профилактической иммунотерапии через каждые 3-5 лет клинической ремиссии.

Если лечение проводилось нерегулярно, с продолжительными перерывами между курсами (3 - 5 и более лет) — терапевтический эффект был нестойким, формировалась полиаллергия, при которой лечение должно быть круглогодичным, с поэтапным последовательным снижением чувствительности к каждому из аллергенов, и только тогда можно получить клиническое выздоровление (табл. 35).

Если специфическая иммунотерапия не проводилась, формировалась астма тяжелого течения, с последующей инвалидизацией.

Специфическая иммунотерапия проведена больным бронхиальной астмой с сочетанной бытовой, эпидермальной и пыльцевой аллергией. 30 больным проведена специфическая иммунотерапия бытовыми, эпидермальными и пыльцевыми аллергенами. В среднем на больного приходилось 4 курса.

Данные табл. 36 свидетельствуют, что получено 70,0 ± 8,4% отличных и хороших результатов, удовлетворительных — 30,0 ± 8,3%, это те больные, которые в зимнее время чувствуют себя хорошо, а в период цветения амброзии (2 месяца) у них имеются клинические проявления поллиноза.

Таблица 36. Результаты специфической иммунотерапии больных с сочетанной бытовой, эпидермальной и пыльцевой аллергией
Результаты специфической иммунотерапии больных с сочетанной бытовой, эпидермальной и пыльцевой аллергией

Таким образом, число курсов, проводимых только бытовыми и эпидермальными аллергенами при наличии сочетанной полиаллергии с включением сенсибилизации к пыльце растений, играли меньшую роль, так как с наступлением периода поллинации (цветения) аллергенных трав вновь начиналось обострение заболевания. После проведенных от 3 до 6 курсов бытовыми эпидермальными аллергенами больные зимой были практически здоровы, однако в период цветения амброзии летом и осенью возникали приступы удушья. Проведение специфической иммунотерапии с включением аллергена амброзии сразу же оказывало терапевтический эффект.

При полиаллергии главным критерием эффективности являлась полнота охвата аллергенного спектра. Проведение специфической иммунотерапии группе больных (62 человека) с сочетанной полиаллергией только стандартными аллергенами домашней пыли и эпидермальными аллергенами позволило получить 40 ± 15,4% отличных и хороших результатов, если к этому подключали краевой аллерген или пыльцевой, то процент положительных результатов возрастал до 70,0 ± 8,5%- а при проведении специфической иммунотерапии с подключением аллергена клеща, краевым аллергеном домашней пыли и амброзией эффективность возрастала до 86,7 ± 8,9%, это еще раз подтверждает необходимость поэтапного лечения больных с полиаллергией полным набором «виновных» аллергенов (табл. 37).

Результаты специфической иммунотерапии зависели и от степени тяжести бронхиальной астмы. При легком течении специфическая иммунотерапия позволила получить 94,2 ± 3,2% отличных и хороших результатов, при этом на больного приходилось по 2 курса. При тяжелом течении и средней тяжести бронхиальной астмы показатели отличных и хороших результатов были значительно ниже — 77,0 ± 3,2% (Р < 0,001), поскольку здесь превалировали больные с полиаллергией, поэтому число проводимых курсов увеличивалось для достижения вышеуказанного эффекта в среднем до 4,5 (табл. 38).

Сочетанная полиаллергия поздно диагностировалась, так как у 30,9% больных кожно-аллергические пробы с аллергеном амброзии в течение многих лет были отрицательными.

Клинические проявления теряли свою четкую очерченность за счет наличия сочетанной бытовой, эпидермальной, пыльцевой и пищевой аллергии.

Больные с сочетанной полиаллергией требовали длительного лечения, им необходимо было проводить два курса специфической терапии в год и лечиться практически весь год.

Все это требовало большого терпения со стороны больного и врача. Чтобы добиться хорошего терапевтического эффекта, необходимо проводить не менее четырех курсов специфической иммунотерапии. Сначала проводилось лечение бытовыми, эпидермальными аллергенами, а затем пищевыми.

Довольно часто больные, пройдя курс специфического лечения бытовыми и эпидермальными аллергенами, получив хороший терапевтический эффект, на период цветения амброзии выезжали за пределы республики в район Приэльбрусья, где нет амброзии.

Таблица 37. Результаты поэтапной специфической иммунотерапии при сенсибилизации к нескольким аллергенам
Результаты поэтапной специфической иммунотерапии при сенсибилизации к нескольким аллергенам

Таблица 38. Результаты специфической иммунотерапии у больных с разной степенью тяжести течения бронхиальной астмы
Результаты специфической иммунотерапии у больных с разной степенью тяжести течения бронхиальной астмы

Если при бивалентной аллергии эффект лечения зависел от кратности курсов, то при сочетанной полиаллергии, особенно при сенсибилизации к амброзии, эффект от лечения можно было ожидать лишь при подключении лечения амброзийным аллергеном.

Таким образом, в результате целенаправленного, поэтапного, методически отработанного проведения специфической иммунотерапии можно получить достаточно высокий терапевтический эффект не только при бивалентной сенсибилизации (85,0 ± 3,4%), но и при сочетанной полиаллергии (86,7 ± 8,9%).

Хутуева С.X., Федосеева В.Н.
Похожее