Сенсибилизация к бытовым аллергенам
Неинфекционно-аллергическая форма астмы связана с сенсибилизацией аллергенами животного и растительного происхождения, а также некоторыми простыми химическими веществами.
Обычно эти аллергены попадают в организм ингаляционным путем и называются поэтому ингалянтами.
Пищевые и паразитарные аллергены, по-видимому, могут вызывать сенсибилизацию гематогенным путем, но этот вариант встречается редко.
В процессе наблюдения за больными определены особенности в клиническом течении, что было связано со спектром причинно-значимых аллергенов.
Аллергологическое обследование 408 пациентов включало полный набор аллергенов до 100 наименований. Обследование проводилось с использованием аллергенов домашней пыли, дерматофагоидных клещей, аллергенов пера (пера подушки), аллергенов животных (кошки, собаки, кролика, шерсти овцы) 15 наименований пыльцевыми, 32 наименований пищевыми, грибковыми, бактериальными аллергенами.
У одного больного могло определяться от 8 до 38 наименований аллергенов. В зависимости от спектра аллергенов, сочетание 2-х, 3-х и 4-х групп аллергенов, клиническое течение астмы имело свои особенности. Отмечались резко положительные аллергические реакции на региональные бытовые и эпи-дермальные аллергены.
Для больных бронхиальной астмой, проживающих в КБР, был приготовлен краевой аллерген домашней пыли, собранный в жилищах 20 больных, у которых отсутствовал эффект лечения при проведении СИТ стандартными коммерческими аллергенами. Осуществление СИТ «региональными» аллергенами позволило улучшить терапевтический эффект иммунотерапии.
У больных бронхиальной астмой, находившихся под нашим наблюдением, при аллергологическом обследовании выявлена бытовая сенсибилизация, т. е. аллергия к домашней пыли и перу подушки у 100% пациентов. Помимо основной формы сенсибилизации имелась сопутствующая аллергия к пыльце растений (25,9%) и пищевая аллергия (38,9%).
Антигенные свойства домашней пыли зависят от присутствия в ней различных видов микроскопических клещей, для которых домашняя пыль является благоприятной средой обитания, особенно для клещей рода Dermatophagoides pteronyssinus. Благоприятной средой для размножения клещей являются постельные принадлежности, в том числе перо подушки. Идеальным условием для развития и размножения клещей является также высокая влажность воздуха (75 - 80%). В домах с повышенной сухостью клещей в пыли нет или имеется незначительное количество. В сырых, старых помещениях клещи рода D. pteronyssinus обнаруживаются чаще.
У части больных отмечается сезонность в проявлении заболевания, т. е. учащение приступов удушья в теплые периоды года. Сезонность появления симптомов бронхиальной астмы связана с развитием и размножением клещей в этот период.
Аллергенный состав и антигенная активность аллергена из домашней пыли зависят от климатических и географических факторов. Распространенность клещей в разных регионах различна. В Краснодарском крае обнаружены клещи в 51,2% образцов домашней пыли, в Москве клещи найдены в 60% образцов, в Ростовской области в 73,5%, в Республике Казахстан — в 47,3%, в Чувашской — в 100%, в Литовской — в 96%.
В зарубежных странах с влажным морским климатом, таких как Голландия, Япония, Югославия, Болгария сенсибилизация к клещам среди больных бронхиальной астмой составляет от 70 до 100%.
По нашим наблюдениям в клиническом течении бронхиальной астмы у 51,4% пациентов с бытовой и эпидермальной аллергией отмечалась выраженная сенсибилизация к клещу домашней пыли, что было подтверждено резко положительными результатами кожно-аллергических проб с аллергеном клеща и данными PACT. Больных с выраженной сенсибилизацией к клещу среди взрослых выявлено больше, чем среди детей.
Атопическая бронхиальная астма, связанная с сенсибилизацией к клещам, обусловливалась жилищными условиями больных, как правило находящихся в старых, сырых, темных помещениях, в домах с печным отоплением, чаще в сельской местности, с большим количеством подушек и перин, где возникали хорошие условия для развития и размножения клещей. У этих же больных отмечалось преимущественное возникновение приступов удушья в ночное время, обычно через 2-3 часа от начала сна, четкий эффект элиминации, т. е. прекращение приступов удушья в стационаре или при смене места жительства.
Изучение сезонности проявления аллергии к клещу показало, что у части больных обнаружена сезонность в заболевании, т. е. четкая связь периодов обострения заболевания с сезоном наиболее активного размножения клеща. Так, 10,4% указывали на учащение приступов удушья в апреле-мае, 20,8% — в июне-июле. Приступы удушья особенно учащались в августе-сентябре-октябре, что часто являлось причиной диагностических ошибок: бронхиальная астма расценивалась как инфекционно-аллергическая, обострение которой связывают с наступлением холодной погоды (табл. 10).
По материалам наших наблюдений клиническое течение бронхиальной астмы с выраженным клещевым компонентом зависило от экологии жилища: у 54,3±5,1% больных приступы удушья возникали только в доме.
При сезонности, связанной с клещевым компонентом бытовой аллергии, больные отмечали, что в период август-сентябрь-октябрь учащались приступы удушья дома ночью, в постели. При этом мало беспокоил риноконъюнктивальный синдром, в отличие от больных с пыльцевой сезонностью, когда приступы удушья развивались на фоне риноконъюнктивального синдрома.
Бронхиальная астма атопической формы с выраженным клещевым компонентом в большинстве своем имела тяжелое течение, приступы удушья беспокоили каждую ночь с резким ухудшением состояния в осеннее время.
У больных с тяжелым течением астма теряла черты атопической, так как на первый план в клинической картине выходили проявления легочной недостаточности и присоединившегося бронхита. У всех этих больных в участковых поликлиниках астма интерпретировалась как инфекционно-аллергическая и у части была уже гормонозависимой.
Определение общего выявило колебания уровня его от 153 до 2000 МЕ/мл, а средний показатель составил 653,7 ± 33,2 МЕ/мл. При постановке кожно-аллергических проб с аллергеном клеща у большинства выявлены резко положительные реакции.
Этот пример подтверждает наличие бронхиальной астмы с выраженным клещевым компонентом.
У 48,6% больных не удалось выявить явно выраженного клещевого компонента, так как большинство из них (55,6%) жили в современных квартирах с хорошими бытовыми условиями. Приступы удушья беспокоили также дома ночью, но не имели выраженного элиминационного характера и не зависели от изменений условий быта. Атопическая форма заболевания в этой группе больных подтверждена положительными результатами кожно-аллергических проб с бытовыми и эпидермальными аллергенами. Аллергия к клещу у них не выявлялась.
Бронхиальная астма, связанная с сенсибилизацией к бытовым и эпидермальным аллергенам, без выраженного клещевого компонента протекала легче: приступы удушья возникали и дома, и в стационаре, без особой сезонности, астма не всегда имела элиминационный характер. Приступы удушья возникали дома ночью, но к утру они самостоятельно проходили.
Общий IgЕ, определенный у этих больных, имел пределы колебаний от 200 до 800 МЕ/мл, что в среднем составляло 298,7 ± 29,8 МЕ/мл, т. е. превышало норму, но в значительно меньшей степени, чем при клещевой сенсибилизации. При постановке кожно-аллергических проб с аллергеном клеща реакции были отрицательные, а к домашней пыли — резко положительные.
Нами определено, что более тяжелое клиническое течение имеет атопическая бронхиальная астма с выраженным клещевым компонентом. Эта форма астмы труднее диагностируется, что не позволяет своевременно подключить специфическую иммунотерапию. Протекает болезнь тяжелее и дает большее число осложнений.
Эпидермальные аллергены также могут являться причиной бронхиальной астмы (аллерген пера подушек, шерсть различных животных — кошки, собаки, овцы, кролика и т. д.), т. е. субстанции, происходящие из эпидермиса животных, — волосы, перхоть, когти, чешуи.
У 45,3% больных отмечали связь ухудшения состояния при контакте с шерстью овцы. Развитию сенсибилизации к аллергену шерсти овцы способствует то, что местное население занимается животноводством, изготовлением одеял и матрацев с использованием в качестве наполнителя шерсти овцы, а также рукоделием. Позитивные кожно-аллергические реакции у больных бронхиальной астмой на аллерген шерсти овцы явилось основанием для заключения об этиологической значимости этого аллергена. Наличие аллергии к шерсти овцы подтверждено результатами аллергологического обследования (кожно-аллергические пробы, провокационно-назальные тесты, лабораторные тесты).
Хутуева С.X., Федосеева В.Н.
Обычно эти аллергены попадают в организм ингаляционным путем и называются поэтому ингалянтами.
Пищевые и паразитарные аллергены, по-видимому, могут вызывать сенсибилизацию гематогенным путем, но этот вариант встречается редко.
Домашняя пыль как аллерген
Самой частой причиной атопической астмы у взрослых является домашняя пыль. На нашем материале сенсибилизация к домашней пыли выявлена у 100% больных этой формой заболевания. Домашняя пыль — естественный продукт человеческого быта, однако ее антигенный состав различен в разных климатических зонах и жилых помещениях.В процессе наблюдения за больными определены особенности в клиническом течении, что было связано со спектром причинно-значимых аллергенов.
Аллергологическое обследование 408 пациентов включало полный набор аллергенов до 100 наименований. Обследование проводилось с использованием аллергенов домашней пыли, дерматофагоидных клещей, аллергенов пера (пера подушки), аллергенов животных (кошки, собаки, кролика, шерсти овцы) 15 наименований пыльцевыми, 32 наименований пищевыми, грибковыми, бактериальными аллергенами.
У одного больного могло определяться от 8 до 38 наименований аллергенов. В зависимости от спектра аллергенов, сочетание 2-х, 3-х и 4-х групп аллергенов, клиническое течение астмы имело свои особенности. Отмечались резко положительные аллергические реакции на региональные бытовые и эпи-дермальные аллергены.
Для больных бронхиальной астмой, проживающих в КБР, был приготовлен краевой аллерген домашней пыли, собранный в жилищах 20 больных, у которых отсутствовал эффект лечения при проведении СИТ стандартными коммерческими аллергенами. Осуществление СИТ «региональными» аллергенами позволило улучшить терапевтический эффект иммунотерапии.
У больных бронхиальной астмой, находившихся под нашим наблюдением, при аллергологическом обследовании выявлена бытовая сенсибилизация, т. е. аллергия к домашней пыли и перу подушки у 100% пациентов. Помимо основной формы сенсибилизации имелась сопутствующая аллергия к пыльце растений (25,9%) и пищевая аллергия (38,9%).
Антигенные свойства домашней пыли зависят от присутствия в ней различных видов микроскопических клещей, для которых домашняя пыль является благоприятной средой обитания, особенно для клещей рода Dermatophagoides pteronyssinus. Благоприятной средой для размножения клещей являются постельные принадлежности, в том числе перо подушки. Идеальным условием для развития и размножения клещей является также высокая влажность воздуха (75 - 80%). В домах с повышенной сухостью клещей в пыли нет или имеется незначительное количество. В сырых, старых помещениях клещи рода D. pteronyssinus обнаруживаются чаще.
У части больных отмечается сезонность в проявлении заболевания, т. е. учащение приступов удушья в теплые периоды года. Сезонность появления симптомов бронхиальной астмы связана с развитием и размножением клещей в этот период.
Аллергенный состав и антигенная активность аллергена из домашней пыли зависят от климатических и географических факторов. Распространенность клещей в разных регионах различна. В Краснодарском крае обнаружены клещи в 51,2% образцов домашней пыли, в Москве клещи найдены в 60% образцов, в Ростовской области в 73,5%, в Республике Казахстан — в 47,3%, в Чувашской — в 100%, в Литовской — в 96%.
В зарубежных странах с влажным морским климатом, таких как Голландия, Япония, Югославия, Болгария сенсибилизация к клещам среди больных бронхиальной астмой составляет от 70 до 100%.
По нашим наблюдениям в клиническом течении бронхиальной астмы у 51,4% пациентов с бытовой и эпидермальной аллергией отмечалась выраженная сенсибилизация к клещу домашней пыли, что было подтверждено резко положительными результатами кожно-аллергических проб с аллергеном клеща и данными PACT. Больных с выраженной сенсибилизацией к клещу среди взрослых выявлено больше, чем среди детей.
Атопическая бронхиальная астма, связанная с сенсибилизацией к клещам, обусловливалась жилищными условиями больных, как правило находящихся в старых, сырых, темных помещениях, в домах с печным отоплением, чаще в сельской местности, с большим количеством подушек и перин, где возникали хорошие условия для развития и размножения клещей. У этих же больных отмечалось преимущественное возникновение приступов удушья в ночное время, обычно через 2-3 часа от начала сна, четкий эффект элиминации, т. е. прекращение приступов удушья в стационаре или при смене места жительства.
Изучение сезонности проявления аллергии к клещу показало, что у части больных обнаружена сезонность в заболевании, т. е. четкая связь периодов обострения заболевания с сезоном наиболее активного размножения клеща. Так, 10,4% указывали на учащение приступов удушья в апреле-мае, 20,8% — в июне-июле. Приступы удушья особенно учащались в августе-сентябре-октябре, что часто являлось причиной диагностических ошибок: бронхиальная астма расценивалась как инфекционно-аллергическая, обострение которой связывают с наступлением холодной погоды (табл. 10).
Таблица 10. Сезонность приступов удушья у больных атопической бронхиальной астмой, связанная с сенсибилизацией к клещу (Dermatophagoides pteronyssinus)
По материалам наших наблюдений клиническое течение бронхиальной астмы с выраженным клещевым компонентом зависило от экологии жилища: у 54,3±5,1% больных приступы удушья возникали только в доме.
При сезонности, связанной с клещевым компонентом бытовой аллергии, больные отмечали, что в период август-сентябрь-октябрь учащались приступы удушья дома ночью, в постели. При этом мало беспокоил риноконъюнктивальный синдром, в отличие от больных с пыльцевой сезонностью, когда приступы удушья развивались на фоне риноконъюнктивального синдрома.
Бронхиальная астма атопической формы с выраженным клещевым компонентом в большинстве своем имела тяжелое течение, приступы удушья беспокоили каждую ночь с резким ухудшением состояния в осеннее время.
У больных с тяжелым течением астма теряла черты атопической, так как на первый план в клинической картине выходили проявления легочной недостаточности и присоединившегося бронхита. У всех этих больных в участковых поликлиниках астма интерпретировалась как инфекционно-аллергическая и у части была уже гормонозависимой.
Определение общего выявило колебания уровня его от 153 до 2000 МЕ/мл, а средний показатель составил 653,7 ± 33,2 МЕ/мл. При постановке кожно-аллергических проб с аллергеном клеща у большинства выявлены резко положительные реакции.
Приводим выписку из истории болезни
Больной К. X., 1959 года рождения (история болезни №1172) обратился в аллергологический кабинет. Страдает бронхиальной астмой несколько лет. Отмечает приступы удушья дома ночью. Проживает в селе. Дом одноэтажный, сырой, темный. Спит на перине. Приступы удушья возникают дома ночью, как только ложится спать. Особенно тяжелые приступы удушья у больного в августе-сентябре. Этот период является тяжелым не только из-за цветения амброзии, а так же из-за совпадения с периодом активного размножения клеща. Больному провели два курса специфического лечения аллергеном домашней пыли и пера подушки. Эффекта проведенное лечение не дало. На третий год больного обследовали с аллергеном клеща. Реакция была резко положительной, и больному провели курс специфической иммунотерапии бытовыми и эпидермальными аллергенами с подключением аллергена клеща. Эффект был хорошим. Больной поменял место жительства. Через несколько месяцев жена привезла его старую перину, на которой он спал раньше. В эту же ночь развился приступ удушья. Больной правильно оценил этот факт: вынес матрац и состояние улучшилось.Этот пример подтверждает наличие бронхиальной астмы с выраженным клещевым компонентом.
У 48,6% больных не удалось выявить явно выраженного клещевого компонента, так как большинство из них (55,6%) жили в современных квартирах с хорошими бытовыми условиями. Приступы удушья беспокоили также дома ночью, но не имели выраженного элиминационного характера и не зависели от изменений условий быта. Атопическая форма заболевания в этой группе больных подтверждена положительными результатами кожно-аллергических проб с бытовыми и эпидермальными аллергенами. Аллергия к клещу у них не выявлялась.
Бронхиальная астма, связанная с сенсибилизацией к бытовым и эпидермальным аллергенам, без выраженного клещевого компонента протекала легче: приступы удушья возникали и дома, и в стационаре, без особой сезонности, астма не всегда имела элиминационный характер. Приступы удушья возникали дома ночью, но к утру они самостоятельно проходили.
Общий IgЕ, определенный у этих больных, имел пределы колебаний от 200 до 800 МЕ/мл, что в среднем составляло 298,7 ± 29,8 МЕ/мл, т. е. превышало норму, но в значительно меньшей степени, чем при клещевой сенсибилизации. При постановке кожно-аллергических проб с аллергеном клеща реакции были отрицательные, а к домашней пыли — резко положительные.
Нами определено, что более тяжелое клиническое течение имеет атопическая бронхиальная астма с выраженным клещевым компонентом. Эта форма астмы труднее диагностируется, что не позволяет своевременно подключить специфическую иммунотерапию. Протекает болезнь тяжелее и дает большее число осложнений.
Эпидермальные аллергены также могут являться причиной бронхиальной астмы (аллерген пера подушек, шерсть различных животных — кошки, собаки, овцы, кролика и т. д.), т. е. субстанции, происходящие из эпидермиса животных, — волосы, перхоть, когти, чешуи.
У 45,3% больных отмечали связь ухудшения состояния при контакте с шерстью овцы. Развитию сенсибилизации к аллергену шерсти овцы способствует то, что местное население занимается животноводством, изготовлением одеял и матрацев с использованием в качестве наполнителя шерсти овцы, а также рукоделием. Позитивные кожно-аллергические реакции у больных бронхиальной астмой на аллерген шерсти овцы явилось основанием для заключения об этиологической значимости этого аллергена. Наличие аллергии к шерсти овцы подтверждено результатами аллергологического обследования (кожно-аллергические пробы, провокационно-назальные тесты, лабораторные тесты).
Хутуева С.X., Федосеева В.Н.