Нейрогормональная регуляция при старении. Личностные особенности

Личностные особенности

Гетерохронный характер возрастных изменений психической деятельности зависит от индивидуальных биологических и социальных факторов.

Взаимодействие и взаимовлияние этих факторов существенно меняют психический склад человека, его личность, характер в процессе старения.

У лиц мужского пола возрастная трансформация типологических свойств нервной системы претерпевает меньшие сдвиги, чем у женщин.

Среди последних в среднем и пожилом возрасте значительно увеличивается число людей с неуравновешенным, эмоционально-лабильным типом личности. В старческом возрасте независимо от пола среди здоровых людей чаще встречаются лица с сильным, уравновешенным типом нервной системы (Литовченко).

В процессе старения меняется отношение к явлениям и событиям, изменяется направленность интересов. Общепринятым является мнение о «заострении» черт характера- указывается на консерватизм стариков, стремление их поучать других- наблюдаются немотивированная обидчивость, эгоцентризм, ипохондричность- отмечается ослабление аффективной жизни старых людей, что лишает их красочности и яркости новых впечатлений, отсюда — «бегство в прошлое», власть воспоминаний- происходит сдвиг от экстравертированности к интраверсии. Перечисленные особенности — основной механизм нарушения адаптации в старческом возрасте. Эти особенности личности выражены не у всех людей в одинаковой степени.

Многие до глубокой старости сохраняют свои индивидуальные личностные черты, но тем не менее перечисленные особенности в той или иной степени характерны для личности большинства старых людей, особенно после 75—80 лет. Плохое физическое состояние у лиц пожилого возраста сопровождается более высокой частотой психопатологических отклонений (Busse, 1968- Anderson, Davidson, 1975).

Между интеллектом и личностью существует глубокая взаимосвязь.


Такого мнения придерживаются многие исследователи, отмечая характерными чертами физиологической старости сохранность интересов к внешним событиям, стремление к активной общественно-полезной деятельности, поздний уход на пенсию и т. п. Это способствует стабилизации функциональной работоспособности высших отделов нервной системы на высоком уровне до глубокой старости.

Следовательно, важная задача стареющего населения — оставаться активным. Это значит сохранение физической активности, широких социальных контактов, интеллектуальной деятельности и эмоциональной стимуляции (Чеботарев, Минц, 1978- Pfeiffer, 1978).

Биоэлектрическая активность головного мозга

Фоновая электроэнцефалограмма

Для электроэнцефалограмма (ЭЭГ) пожилых и старых людей характерны полиморфизм кривых по составу волновых форм и их сочетаниям, в одних случаях, и крайняя обедненность — в других (Маньковский, Белоног, 1971). С возрастом обнаруживается замедление частоты доминирующих ритмов, намечающееся в группе 45—59 лет. При старении происходит относительное снижение амплитуды и индекса а-активности, наиболее заметное при сравнении крайних возрастных групп (табл. 33).

Таблица 33. Изменение а-ритма на ЭЭГ с возрастом
Изменение а-ритма на ЭЭГ с возрастом



Отчетливое повышение дезорганизации а-активности происходит в группе 60—74 лет, и в дальнейшем не отмечено ее нарастания. в-Активность на электроэнцефалограмме старых людей зафиксирована примерно в том же числе случаев, что и у молодых, но параметры ее смещены в сторону низких частот и амплитуд.

С возрастом на ЭЭГ часто регистрируются низкоамплитудные медленные колебания, не превышающие 35 мкВ. Лишь в группе 90—100-летних в 25% наблюдений обнаружены медленные волны в височных областях (более 35 мкВ), что, возможно, связано со скрытой сосудистой недостаточностью в этих зонах.

Лонгитудинальные электроэнцефалографические наблюдения

Первые «продольные» электроэнцефалографические исследования обнаружили замедление частоты а-ритма у пожилых и старых людей (Obrist et al., 1966- Wang et al., 1969). Динамика основных количественных параметров в интервале 1—12 лет позволила установить возрастные этапы, на которых происходят значимые сдвиги функциональных показателей ЭЭГ.

У лиц молодого возраста нет достоверных изменений частоты а-ритма. В пожилом возрасте в интервале 1—3 лет уменьшается электроэнцефалограмма с высокочастотным а-ритмом, увеличивается количество кривых с частотой 8—9 Гц. У лиц старческого возраста сохраняется та же тенденция.

На возрастном рубеже долгожителей а-ритм ограничен более низким диапазоном (7.5—9 Гц), причем нередко регистрируется его замедление до 7—7.5 Гц, что может рассматриваться как предел снижения частотного спектра ЭЭГ. Таким образом, долговременные наблюдения в старших возрастных группах констатируют замедление частотного спектра а-ритма, снижение амплитудных и временных характеристик, увеличение люмбальной пункции (ЛП) реакции на свет и сужение диапазона усвоения ритмов.



Если интенсивное замедление а-ритма или фокальные дизритмии появляются в течение короткого периода времени даже при относительной клинической стабильности состояния здоровья, то у лиц старших возрастов этот признак является прогностически неблагоприятным.

Установленные факты дают основание рассматривать эволюцию этих показателей как электрофизиологический коррелят морфофункциональной перестройки корково-подкорково-стволовых систем, обеспечивающих адекватную деятельность мозговых механизмов гомеостаза. а-Ритм в этих условиях выступает как своеобразные «биологические часы», характеризующие процесс старения головного мозга человека (Белоног, 1974).

Частотно-интегративный анализ электроэнцефалограммы

Электроэнцефалографический функциональный подход к анализу межцентральных ретикуло-кортикальных, кортико-ретикулярных взаимоотношений на разных этапах онтогенеза позволяет уяснить этапность и последовательность возрастных изменений различных морфофункциональных систем головного мозга и выяснить их возможную роль в формировании и течении различных типов старения человека (Ливанов, 1972- Praetorius et al., 1977- Ragot, Remond, 1978).

На всех возрастных этапах обнаружено (Р. П. Белоног) преобладание частоты а-ритма в затылочно-теменных регионах с постепенным ее снижением по направлению к передним областям мозга при наличии функциональной межполушарной асимметрии за счет преобладания частотно-интегративных показателей левого полушария.

С возрастом на фоне общего замедления частоты а-ритма констатируются более интенсивные его сдвиги в передних областях головного мозга (рис. 55).

Пространственно-частотная топография а-ритма ЭЭГ по областям мозга у лиц разного возраста
Рис. 55. Пространственно-частотная топография а-ритма ЭЭГ по областям мозга у лиц разного возраста.
F—С — лобно-центральные, С—Р — центрально-теменные., Р—О — теменно-затылочные, О—Т — затылочно-височные области, s — левое полушарие, d — правое полушарие. Яо оси ординат — частота, Гц. I — молодые, II — пожилые, III — старики, IV — долгожители.


Пространственная реорганизация биоритмов мозга показала (рис. 56) гетерохронию темпа и последовательность возрастной эволюции, что отражает перестройку соответствующих морфофункциональных систем головного мозга, обусловленных сложными эволюционно-генетическими факторами Маньковский и др., 1976).

Пространственное распределение ритмов ЭЭГ у лиц разного возраста
Рис. 56. Пространственное распределение ритмов ЭЭГ у лиц разного возраста.
По оси ординат — интенсивность римтов, мкВ/с- по оси абсцисс — частота, Гц. Остальные обозначения — те же, что и на рис. 55.


Установлены (Р. П. Белоног) особенности пространственной реорганизации а- и 0-ритмов с более интенсивным замедлением и низкой частотой их в правых теменно-височных областях мозга на этапе пожилого возраста, что, вероятно, может быть электфофизиологическим отражением возрастной трансформации нейропсихологических особенностей стареющей личности.

По достижении долгожительства констатируется сглаживание межполушарных частотных различий а-активности на фоне максимального замедления ритмов. Анализ в—у-диапазона также показал некоторое преобладание высоких частот и их интенсивность в левом полушарии с тенденцией к снижению их в лобных структурах мозга.

Электрокортикальные реакций на свет

Уровень усвоения световых мельканий находится в прямой зависимости от исходного функционального состояния головного мозга. Имеются указания, что при физиологическом старении наблюдается снижение реактивности мозга в сторону сужения диапазона воспроизводимых ритмов и увеличения латентности на свет (Минц, Горбач, 1964- Ливанов, 1972- Змановский, 1975- Aranibar, Pfutscheller, 1977).

Маньковский и Белоног (1971) различают 4 степени усвоения навязанных ритмов: высокую, среднюю, низкую и ареактивную. С возрастом увеличивается ЛП реакции на свет и последействия, уменьшается высокая и средняя степень усвоения навязанных ритмов.

Автоматический анализ реакций мозга на световую стимуляцию показал возрастное снижение ответов по типу высоких гармоник с учащением реакции усвоения более медленных ритмов раздражения. Снижение реакции воспроизведения высоких частот в в—у-диапазоне может быть обусловлено возрастным изменением активности морфофункциональных ретикуло-кортикальных систем.
Похожее