Влияние задержки внутриутробного развития (звур) на здоровье взрослого человека
Вначале предметом обсуждения станут соображения относительно того, каким образом задержка роста плода влияет на фенотип человека, причем возможные механизмы этого влияния будут рассмотрены с учетом исследований, выполненных на животных. Это обсуждение не претендует на звание всеобъемлющего, но сосредоточивается на некоторых смелых и провоцирующих полемику суждениях. Во втором подразделе будет изложено современное понимание того, как задержка роста недоношенных детей может повлиять на заболеваемость в более позднем периоде жизни и каким образом диета может либо способствовать подобным последствиям, либо сдерживать их.
Многочисленные исследования, проведенные в различных регионах мира и включавшие разнообразные в расовом отношении когорты, связывали задержку внутриутробного роста плода с перечисленными в предыдущей статье заболеваниями взрослых.
Одним из последних выводов стало утверждение, что последствия задержки роста плода проявляются как в раннем периоде жизни, так и у взрослых людей, а увеличение массы тела, вызванное, скорее всего, улучшением питания, нивелирует негативное влияние задержки внутриутробного развития.
Эти выводы касаются таких вопросов, как гомеостаз глюкозы, биология липидов и гипертензия, однако центральным моментом публикаций о фенотипе взрослого организма является различие между когортами, вызванное этиологией задержки внутриутробного роста плода или послеродовыми последствиями. В результате этого выводы исследований несколько отличаются друг от друга, что заставляет задуматься о действующих здесь механизмах.
Например, Mericq и соавт. изучали на протяжении первых 3 лет жизни детей с малой массой тела для гестационного возраста и детей с адекватными ростом и массой тела. Исследовательская группа измеряла массу тела и рост детей по достижении ими возраста 1 года, 2 и 3 лет. В возрасте 48 час у этих детей измеряли уровень глюкозы и инсулина в крови, а в возрасте 1 года и 3 лет проводили тест на толерантность к глюкозе, внутривенно введенной после ночного голодания. Резистентность к инсулину рассчитывали с помощью модели гомеостаза глюкозы.
В возрасте 48 час у новорожденных с малой массой тела для гестационного возраста уровень инсулина был ниже, чем у младенцев, адекватных гестационному возрасту. У детей с малой массой тела для гестационного возраста при рождении наблюдали в возрасте 1 года и 3 лет повышенный уровень инсулина, измеренного натощак, и пониженную чувствительность к инсулину по сравнению с детьми, адекватными гестационному возрасту.
Подобным образом Veening и соавт. проводили в возрасте около 9 лет тестирование 29 детей с малой массой тела для гестационного возраста и 24 детей, адекватных гестационному возрасту, относительно степени толерантности к перорально введенной глюкозе (функции бета-клеток), а также эугликемический гиперинсулинемический клэмп-тест (на чувствительность к инсулину). Хотя в обеих группах характер роста плода в утробе матери, по-видимому, не влиял на толерантность к глюкозе и функцию бета-клеток, эугликемический гиперинсулинемический клэмп-тест выявил сниженную чувствительность к инсулину у детей с малой массой тела для гестационного возраста, у которых отмечался «догоняющий» рост и ИМТ составлял более 17 кг/м2.
Исследователи пришли к заключению, что фактором риска развития инсулинонезависимого диабета у взрослых может быть сниженная чувствительность к инсулину. Arends и соавт. также обнаружили, что чувствительность к инсулину у детей с малой массой тела для гестационного возраста, которые в препубертатном периоде имели маленький рост, была снижена, тогда как острый инсулиновый ответ у детей с малой массой тела для гестационного возраста был, напротив, существенно повышен. Эти результаты не претерпели изменений и после поправки на возраст и ИМТ.
Видео: здоровье детей
Задержка роста, по всей видимости, также влияет на гомеостаз энергии в клетке. Chessex и соавт. провели сравнение 6 детей с малой массой тела для гестационного возраста и 13 детей с адекватными для срока гестации ростом и массой тела относительно расхода энергии. Расход энергии у детей с малой массой тела для гестационного возраста возрос до 4,8 ккал/кг/сут за счет увеличенного окисления жиров.
В противоположность этому при проведении теста на толерантность к глюкозе (после ее однократного приема перорально) у детей препубертатного и раннего пубертатного возраста (от 8 до 14 лет), имевших в анамнезе задержку внутриутробного развития (ЗВУР), наблюдалось снижение окисления глюкозы, причем уменьшения общего расхода энергии отмечено не было (результаты сопоставляли с результатами подобного теста, проведенного с участием контрольной группы здоровых детей соответствующих возраста и массы тела). Интересен тот факт, что окисление липидов было выше почти в 2 раза, хотя не было значительного разброса параметров.
Arends и соавт. в своем исследовании отметили и другие различия между детьми с малой массой тела для гестационного возраста и их ровесниками, имевшими адекватную массу тела, эти различия схожи с обнаруженными в ходе крупных эпидемиологических исследований (см. ранее). Во-первых, у детей с малой массой тела для гестационного возраста было значительно повышено систолическое артериальное давление.
Во-вторых, несмотря на то что измеренные натощак уровни свободных жирных кислот в сыворотке крови, триглицеридов, общего холестерина, ЛПВП, ЛПНП в этих группах существенно не различались, у 6 из 28 детей с малой массой тела для гестационного возраста уровень свободных жирных кислот в сыворотке крови был выше нормы. Что касается биологии липидов, то внимание было сконцентрировано на лептине и адипонектине.
Например, в популяции детей с малой массой тела для гестационного возраста в возрасте 1 года из Сантьяго (Чили) наблюдалось снижение уровня лептина (0,29 ± 0,19 нМ vs 0,40 vs 0,07 нМ- р < 0,05), а также прослеживалась тенденция к повышению уровня триглицеридов (р = 0,053).
В следующих статьях на нашем сайте МедУнивер будут описаны специфические механизмы, посредством которых задержка внутриутробного развития индуцирует многие фенотипические изменения, включая метаболизм глюкозы, гомеостаз липидов и иные факторы риска развития сердечнососудистых заболеваний. Этот список не является исчерпывающим, и, по сути, фенотип взрослых людей, у которых была задержка внутриутробного развития (ЗВУР), является результатом многих умеренных корректировок, взаимодействующих и, вероятно, взаимозависимых.
При рассмотрении всех исследований, касающихся физиологии задержки внутриутробного развития (ЗВУР), можно сделать очевидный вывод: многие изменения, происходящие в раннем периоде жизни, дают краткосрочные преимущества в плане выживания, но с течением времени приводят к развитию у взрослых людей сахарного диабета, дислипидемии и сердечно-сосудистых заболеваний.
Гормоны, связанные с фетальной природой заболеваний взрослых:
- Адипонектин
- Андрогены
- Ангиотензин
- Лептин
- Глюкокортикостероиды
- Инсулин и связывающие его протеины