Осложнения атопического диффузного дерматита. Прогноз диффузного нейродермита
Диффузному нейродермиту сопутствуют частые вирусные инфекции кожи. Наиболее тяжелый среди них — острый оспенновидный пустулез (синдром Капоши), или герпетиформная экзема, которая вызывается ВПГ и может поражать больных любого возраста. Инкубационный период после попадания вируса на больную кожу длится 5-12 дней. Затем появляются множественные зудящие везикулы и пустулы. Кратерообразные (с пупковидным вдавлением) везикулы сливаются, кровоточат и покрываются корочкой.
Нередко происходит заражение вирусами, вызывающим появление бородавок и контагиозного моллюска. Больные диффузным нейродермитом восприимчивы к вакцинальной экземе — тяжелой инфекции кожи, вызываемой вирусом натуральной оспы, которая внешне напоминает герпетиформную экзему и возникает после оспопрививания или контактов с вакцинированными людьми. Этот вирус может служить биологическим оружием в руках террористов.
У больных диффузным нейродермитом кожа чаще, чем обычно, инфицирована грибом Trichophyton rubrum. Особое внимание привлекает M.fufur — дрожжевой гриб, активно метаболизирующий жиры, который присутствует в пораженных себореей участках кожи. У больных с дерматитом головы и шеи выявляются IgE-антитела к М. fufur. В таких случаях ослабления симптомов диффузного нейродермита можно достичь с помочью противогрибковых средств.
Более чем в 90% случаев из пораженных участков кожи больных высевается S. aureus. На эту инфекцию, требующую применения антибиотиков, указывает появление желтоватых струпьев, фоликулита, импетиго и пиодермии. Регионарные лимфатические узлы обычно увеличены. О роли S. aureus при тяжелом диффузном нейродермите свидетельствует тот факт, что введение антистафилококковых антител (в сочетании с местной глюкокортикоидной терапией) облегчает состояние больных, даже в отсутствие явной инфекции.
При обширных поражениях кожи у больных может развиться эритродермия с генерализованной гиперемией, мокнущими, шелушащимися и покрытыми корками язвами, а также общими токсическими симптомами — лимфаденопатией и лихорадкой. Причиной ее обычно служат токсины S.aureus и ВПГ или недостаточное лечение. В некоторых случаях эритродермия провоцируется отменой системной глюкокортикоидной терапии.
Дерматит век и хронический блефарит могут приводить к рубцеванию роговицы и нарушению зрения. Двусторонний атопический кератоконъюнктивит вызывает зуд, жжение, слезотечение и обильные слизистые выделения из глаз. Сезонный кератоконъюнктивит сопровождается гипертрофией сосочков верхнего века. Обычно он наблюдается у маленьких детей в весеннее время года. Постоянноее трение глаз может приводить к образованию кератоконуса (конического выбухания центра роговицы).
Катаракта может быть как первичным проявлением диффузного нейродермита, так и следствием чрезмерного применения глюкокортистероидов, особенно вокруг глаз.
Атопический дерматит обычно протекает тяжелее и дольше у маленьких детей. С возрастом периоды ремиссии учащаются. В 40-60% случаев, особенно при легком заболевании, к 5-летнему возрасту наблюдается самопроизвольное излечение. Раньше считалось, что примерно у 84 % больных проявления диффузного нейродермита исчезают к подростковому возрасту. Согласно более поздним данным, это наблюдается только у 20% больных, хотя у 65% заболевание становится менее тяжелым.
Видео: Практические советы доктора Бубновского выпуск 3 февраль март 2015
Кроме того, более чем у 50% подростков с излеченным легким диффузным нейродермитом в зрелом возрасте возникают рецидивы дерматита, обычно он проявляется на руках, особенно при чатом их увлажнении. Плохими прогностическими факторами служат обширные поражения кожи, сопутствующие аллергический ринит и бронхиальная астма. Диффузный нейродермит в анамнезе родителей или сибсов, начало заболевания в раннем возрасте, особенно у единственного ребенка, и очень высокий уровень IgE в сыворотке крови.
Помимо адекватной терапии, важнейшая мера предупреждения рецидивов диффузного нейродермита — выявление и устранение факторов, способствующих обострению заболевания.